19.09.06

Грузовики завязли в Торфяновке

Они третий день стоят на российско-финляндской границе

Сегодня представители Таможенного управления Финляндии и Федеральной таможенной службы России встретятся, чтобы обсудить ситуацию, сложившуюся на границе. Вчера очередь из грузовиков со стороны Финляндии на контрольно-пропускном пункте Торфяновка достигла 40 километров. Машины ожидают досмотра по 35-40 часов. Перевозчики считают, что виной этому нерасторопность российских таможенников.

Как рассказал Ъ заместитель руководителя Северо-Западного филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Константин Шаршаков, очередь из грузовиков растянулась в глубь финской территории на 35-40 километров. Представители Северо-Западного таможенного управления утверждают, что затор возник исключительно вследствие осеннего оживления рынка. "Перевозчики после летнего затишья уже сейчас работают с интенсивностью декабря", -- констатирует в свою очередь менеджер ООО "СП 'Транзит'" Андрей Рощин. По его словам, с наступлением осени очередь на границе присутствует постоянно и даже в лучшие дни в ней стоит не менее 100 грузовых автомобилей.

Но, по мнению представителей Ассоциации перевозчиков, пробки вызваны не столько подъемом рынка, сколько самими таможенниками. "В Финляндии на пропуск одного грузового автомобиля фактически уходит 38 секунд, в Прибалтике -- от 7 до 12 минут. А досмотр на российской таможне занимает не менее 22 минут, и то лишь в том случае, когда груз не вызывает никаких подозрений", -- рассказывает Константин Шаршаков. По его словам, если в 2005 году через Торфяновку ежедневно проходило 700-750 автомобилей, то сейчас не больше 650 при потоке в 800 автомобилей. Потери транспортных компаний от простоя на границе в АСМАП оценить не смогли, указав лишь, что федеральный бюджет из-за этого ежегодно недобирает около 17 млрд рублей.

В 2005 году товарооборот между Россией и Финляндией увеличился на 27,1% в денежном выражении и превысил $15 млрд. Россия получает через финскую границу 30% всего импорта на сумму около $20 млрд в год. Госграницу в зоне ответственности Северо-Западного таможенного управления пересекает до 5 тыс. грузовых автомобилей в сутки. Средняя стоимость груза, перевозимого одним грузовиком, составляет $100 тыс., средний размер таможенной пошлины -- $10 тыс.

В ближайшее время издержки транспортных компаний могут возрасти. Власти Финляндии, озабоченные пробками, собираются ввести плату "за временную аренду" финских дорог российскими автомобилями. По мнению Андрея Рощина, это неизбежно приведет к повышению цен на импортные товары. Предполагается, что финская сторона озвучит свои предложения завтра на встрече главы Таможенного управления Финляндии Тапани Эрлинга с руководством Федеральной таможенной службы России. Участники рынка надеются, что это заставит таможенную службу пересмотреть систему пропуска автотранспорта через приграничные пункты. "Сократить время досмотра на той же Торфяновке вполне реально: более 50 процентов грузового автотранспорта, проходящего через этот пункт, перевозит автомобили -- наиболее "прозрачный" с точки зрения таможенного досмотра груз, осуществлять который можно не более трех минут", -- уверен Константин Шаршаков.

Коммерсант 19.09.06