15.04.08

Грузовики вылетят как пробка

Им запретят въезд в Екатеринбург, чтобы разгрузить дороги

С 1 июня грузовые фуры будут пускать в город только в ночное время, а въезд в центр для них будет запрещен в любое время суток. Вчера свердловский кабинет министров одобрил положение об ограничении въезда в Екатеринбург большегрузных автомобилей. По мнению свердловских властей, ограничительные меры помогут решить проблему пробок и улучшить экологическую обстановку в городе. В бизнес-кругах считают, что правительственная инициатива ситуацию на дорогах города не изменит.

Инициатором ввода ограничительных мер для передвижения грузового автотранспорта по Екатеринбургу выступило областное министерство промышленности совместно с ГИБДД по Свердловской области. Как рассказал „Ъ“ пресс-секретарь министерства Евгений Харламов, впервые эта идея была озвучена на совместном совещании в сентябре 2007 года, в котором также приняли участие представители мэрии. Тогда было принято решение о том, чтобы подготовить план соответствующих мероприятий. Вчера итоговой документ обсудило правительство области.

Из него следует, что с 1 июня 2008 года предлагается запретить въезд большегрузных автомобилей (с нагрузкой на ось более 3,5 тонны) в областной центр с 7.00 до 22.00. В дневное время большегрузы должны будут стоять на специальных площадках, оборудованных на подъездах к городу. Кроме того, планируется полностью запретить движение автотранспорта, перевозящего тяжелые и опасные грузы, по центральной части города. Эти требования, в частности, коснутся строительных организаций, продуктовых баз, торговых и автоцентров, расположенных в центральных районах. Исключения будут сделаны только для спецавтотранспорта (пожарные, МЧС), машин коммунальных служб и служб благоустройства, а также транспорта, обслуживающего непрерывный цикл работ (например, круглосуточную доставку бетона на строительные площадки).

Выступавший на заседании и.о. министра промышленности и науки Анатолий Гредин обратил особое внимание на то, что главным плюсом от введения вышеупомянутых ограничений будет резкое снижение числа пробок в городе. По его наблюдениям, именно большегрузные фуры, которые круглые сутки находятся на дорогах областного центра, создают основные помехи движению автотранспорта. Его поддержал начальник ГИБДД по Свердловской области Юрий Демин, по подсчетам которого на большегрузы приходится порядка трети всех автомобилей, находящихся днем на улицах Екатеринбурга. Также он напомнил, что эффект от ограничения движения по Екатеринбургу крупногабаритного грузового транспорта, можно было наблюдать в декабре 2006 года. Нечто подобное вводилось на время проведения в городе съезда «Единой России», в результате чего пробки в городе практически полностью исчезли. Кроме того, по словам господина Демина, именно из-за большегрузных фур дороги в центре города разбиты.

А выступавшая с докладом заместитель министра природных ресурсов Галина Пахальчак отметила, что присутствие большегрузов в дневное время на улицах города отрицательно влияет на экологическую обстановку в Екатеринбурге. Она напомнила, что на выхлопы автотранспорта сегодня приходится более 90% загрязнения атмосферного воздуха в Екатеринбурге.

В результате областной кабинет министров одобрил данное постановление. Минпрому и ГИБДД было предложено определить число и место размещения спецплощадок на подъездах к Екатеринбургу, где большегрузы будут «отстаиваться» днем, периметр запретной зоны в центральной части города, а также предусмотреть административные меры для нарушителей данного ограничения.

Участники рынка автоперевозок расходятся в оценке того, принесут ли вводимые ограничения ожидаемый эффект. Генеральный директор транспортной компании «Инфрасет» Олег Штеф напоминает, что подобную систему уже ввели в Москве: сначала фуры перестали пускать за пределы Садового кольца, а потом — за пределы четвертого кольца МКАД, но количество пробок не уменьшилось. Зато, по его словам, пострадали отрасли, которые зависят от доставки грузов, в том числе торговля, логистические компании и др. «Владельцам складских комплексов и торговых точек придется специально вводить ночные смены, соответственно это приведет к удорожанию перевозки. Также вырастут тарифы на сами перевозки, поскольку транспортные компании понесут затраты на оплату сверхурочных и простоев в дневное время», — считает господин Штеф. С ним соглашается исполнительный директор некоммерческого партнерства «Альянс» Алексей Подоляко, по расчетам которого конечная цена доставляемых товаров повседневного спроса может вырасти в среднем на 2-3%. При этом он указывает, что правительственные меры по разгрузке дорог, напротив, могут привести к росту числа автотранспорта в городе. «Владельцы складских помещений и торговых точек вынуждены будут перегружать товар с большегрузных машин на малотоннажные. И за счет этого парк малотоннажных машин будет расти», —объяснил господин Подоляко. С ними не соглашается директор ЗАО «Русская логистическая служба—Екатеринбург» Татьяна Черепанова, которая отмечает, что перевозки в ночное время становятся трендом, поскольку магазины и склады переходят на ночной режим работы. «В дневное время затраты на перевозки увеличиваются — за счет расхода топлива во время стояния в пробках. Другое дело, что одними запретами проблему не решить. И, чтобы большегрузный транспорт мог нормально передвигаться по нашему городу ночью, сперва необходимо обеспечить хорошие дороги и нормальное освещение улиц», — считает она.

Коммерсантъ в Екатеринбурге; 15.04.08