09.06.06

Грузов хватит. А равных условий?

Споры о конкуренции российских и зарубежных портов Северо-Западного бассейна ведутся постоянно. Тем не менее особо пристальное внимание сегодня приковано к реализации двух масштабных проектов строительству российского портового комплекса Усть-Луга и эстонского порта Силламяэ. Их называют прямыми конкурентами, и пророчат то в пользу одного, то в пользу другого. О том, какой из портов потенциально обладает конкурентными преимуществами, мы беседуем с вице-президентом Российской академии транспорта, начальником кафедры Государственной морской академии имени адмирала С.О.Макарова, доктором технических наук Феликсом Кацманом.

- Феликс Максович, как Вы считаете, в равных ли условиях находятся порты Силламяэ и Усть-Луга и будут ли они конкурировать?


- В первую очередь необходимо заметить, что руководители ОАО "Компания Усть-Луга" и губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков не видят во вновь построенном эстонском порту Силламяэ серьезного конкурента российским портам на Балтике, в том числе порту Усть-Луга. Например, заместитель генерального директора ОАО "Компания Усть-Луга" Светлана Макарова высказывает такое мнение: "Появление в Эстонии порта Силламяэ не является проблемой для российских портов, в частности для деятельности порта Усть-Луга. Если Россия обречена на экономическое развитие, то грузов хватит на оба порта". С последней фразой этой цитаты можно безоговорочно согласиться. Однако утверждать о том, что оба порта будут работать в равных экономических условиях, однозначно не следует.

Так, частный порт Силламяэ, сооруженный в 25-ти километрах от российской границы в течение двух лет, построен как прямой конкурент порту Усть-Луга. Об этом свидетельствует перечень терминальных мощностей эстонского порта, который практически идентичен объявленным в усть-лужском порту. По темпам своего развития Силламяэ безусловно оттянет грузовые потоки от Усть-Луги; уже в 2006 году грузооборот этого порта может быть доведен до пяти млн.тонн. В частности, по прогнозам председателя Совета директоров АО "Порт Силламяэ" Тийта Вяхи, на проектную мощность 10 млн.тонн в год - данный порт может выйти уже в течение трех лет. В зависимости от транзитной политики России грузооборот порта Силламяэ может быть увеличен до 20-ти млн.тонн. На это потребуется пять лет, но гидротехническая инфраструктура портового комплекса рассчитана на эту мощность.

Изначально Силламяэ задуман как порт-лендлорд, то есть он сдает инфраструктуру в долгосрочную (до 99-ти лет) аренду независимым арендаторам под строительство и развитие терминалов. А поскольку этот порт является частным, его владельцы могут предложить арендаторам самые выгодные условия. В свою очередь инвесторы-грузовладельцы могут построить свои терминалы и быть их единоличными владельцами.

Кстати, имеются примеры заинтересованности российских предпринимателей в освоении порта Силламяэ, в частности со стороны ОАО "Минерально-химическая компания "Еврохим". Согласно другой информации, российская компания "Силлгаз" инвестирует около 14 млн. в строительство в Силламяэ терминала мощностью 300-350 тыс.тонн (а в перспективе до 500 тыс.тонн) по перевалке сжиженного газа.

Все эти примеры свидетельствуют о том, что предпосылки для взаимной конкуренции у двух упомянутых портов имеются. Вопрос заключаются только в ее формах и степени.

- Какой из факторов, предположительно, может стать решающим в конкурентной борьбе?

- Важнейшими факторами в конкуренции рассматриваемых портов, на мой взгляд, являются следующие: во-первых, Силламяэ - единственный в Балтийском море частный порт подобного размера; во-вторых, в отличие от Усть-Луги он уже является свободной экономической зоной. Хотя более быстрое развитие эстонского порта объясняется тем, что его строительство финансировалось государством, а развитие Усть-Луги зависит от частных инвесторов.

- Насколько, по Вашему мнению, важно создание на территории порта Усть-Луга особой экономической зоны? Какие возможности даст положительное решение этого вопроса?

- Создание ОЭЗ в Усть-Луге несомненно обеспечит благоприятные условия в конкурентных отношениях с портом Силламяэ. И все-таки важно не объявление порта особой экономической зоной, а какие преференции будут обеспечены этим мероприятием. Опыт портов стран Балтии, в которых созданы такие зоны, весьма положителен. Попытка создать такие зоны в Санкт-Петербурге закончились ничем. Поэтому очень важно, что будет вложено в понятие "свободная экономическая зона" применительно к российским условиям.

Для обеспечения конкурентоспособности отечественных портов по отношению к портам соседних стран необходимы, как минимум следующие условия: благоприятные тарифы и постоянные сборы; благоприятные действия всех контролирующих органов (т.е. таможенных, пограничных, санитарных, пожарных и др., обеспечивающих минимальные задержки и высокую корректность пропусков через границу транспортных средств и грузов); высокий уровень всех форм сервисного обслуживания: экспедиторского, агентского, сюрвейерского, стивидорского; развитие инфраструктуры и профессиональный уровень всех работ, технологических циклов; высокая культура страхового обслуживания и т.д.

Данный перечень включает только основные условия конкурентного благоприятствования. Он может быть обеспечен несколькими обязательными факторами, в частности, рациональным государственным регулированием, направленным на поддержку российских участников транспортного процесса, что обеспечивается соответствующей национальной нормативно-правовой базой; высоким профессионализмом и соответствующей культурой функционирования порта и всех его структур.

Сегодня порт Усть-Луга возглавляет в высшей степени квалифицированный специалист Игорь Русу, и если со стороны государства будут обеспечены вышеуказанные условия, то данный порт может выиграть в конкурентной борьбе.

- Как Вам кажется, изменится ли ситуация в российских портах после вступления России в ВТО и последующего выравнивания тарифов на железнодорожные перевозки грузов?

- Если сегодня уравнять железнодорожные тарифы на экспортные перевозки через российские порты и сухопутные границы, то это приведет к тому, что порты, в том числе Усть-Луга, окажутся в менее благоприятном положении, чем зарубежные. Единственная возможность сохранить грузопоток в российских портах объявить их свободными экономическим зонами. Либо выравнивание тарифов сделать постепенными: не только повышать их в сторону портов, но и понижать в сторону пограничных переходов.

Беседовала Ольга Горбунова
РЖД-Партнер; 08.06.06