27.04.24

Грузоперевозки встали на рейсы

В Сибири в апреле 2024 года выросли объемы доставки грузов по внутренним и международным направлениям. В целом по округу за год — с апреля 2023-го по апрель 2024-го — этот показатель увеличился на 2%, подсчитали в Союзе транспортников, экспедиторов и логистов Сибири (СТЭЛС). По оценке участников рынка, рост составил до 15%. При этом наибольшая динамика пришлась на международные рейсы, в частности, в Китай. К примеру, в Новосибирской области спрос на доставку грузов в этом направлении вырос в пять раз, в Иркутской области — в четыре раза.

Объемы грузоперевозок в целом по всем регионам Сибири на внутренних и международных направлениях в апреле 2024 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросли на 2%, подсчитали в СТЭЛС. Также увеличились объемы доставки грузов по железной дороге — на 6%, авиаперевозки демонстрируют падение, отмечает президент союза Сергей Максимов.

«Рост грузопотока стимулирует спрос населения на товары. Безработица в стране уменьшилась, в том числе за счет больших госзаказов и найма большого количества сотрудников по госконтрактам, вслед за этим выросли заработные платы и потребление. Увеличивается и конкуренция за счет создания новых предприятий, предприятия расширяют рынки сбыта»,— считает гендиректор транспортной компании ООО «Байт-транзит-континент» Алексей Шпикельман.

По его оценке, рост в целом на все виды грузоперевозок в Сибири составил до 15%. При этом наибольшую динамику он отмечает на доставку грузов из Китая в Сибирь — импорт увеличился на 50%, в том числе промышленные товары выросли вдвое, товары народного потребления — на 50%.

О рекордном росте грузоперевозок в Китай говорит также глава сибирского филиала Ассоциации международных автоперевозчиков Анатолий Антонов. По его словам, количество автомобилей, проходящих через пункт пропуска в Забайкальске (самый ближайший к Сибири пункт пропуска с Китаем) выросло с 350 в прошлом году до 500 в 2024-м. «В основном везут из Китая — промышленные товары, технику, строительные материалы, в Китай доставляются пиломатериалы и уголь»,— прокомментировал он.

По данным «Авито», спрос на международные грузоперевозки за год — с апреля 2023-го по март 2024 года — между Новосибирском и Китаем вырос более чем в 5,5 раза. В 2023 году он увеличился на 26,3% — до $240,11 млрд. Это рекордный показатель, отмечают эксперты сервиса. Между Иркутском и Китаем за год он вырос более чем в 3,7 раза.

Отмечается также увеличение спроса на грузоперевозки между Новосибирском и Казахстаном — он за год вырос в 3,5 раза. В Иркутской области повысился интерес бизнеса к доставке грузов между Иркутском и Турцией — спрос вырос почти в два раза (+89%).

На фоне этого увеличилось число предложений от бизнеса, предоставляющего услуги в сфере международных грузоперевозок. Так, за год — с апреля 2023-го по март 2024 года — количество объявлений от перевозчиков, предлагающих услуги по доставке грузов между Новосибирском и Китаем, выросло более чем в три раза. Число желающих доставить груз в Казахстан выросло за год на 8%, а количество объявлений от исполнителей, которые занимаются перевозкой грузов в Турцию возросло в 4,6 раза. Сергей Максимов также считает, что увеличить объемы грузоперевозок удалось за счет появления новых игроков на фоне ухода иностранных компаний, освободивших нишу.

Тарифы в то же время остались на уровне прошлого года, говорит Анатолий Антонов. Впрочем, перевозчики прогнозируют смену стоимости услуг доставки. На фоне растущего дефицита кадров будет усиливаться «зарплатная борьба» за водителей. Кроме того, продолжает расти стоимость обслуживания техники и закупки автозапчастей, которые за последний год подорожали в среднем на 30% из-за изменения валютного курса. Еще одна причина увеличения ставок — высокий спрос на автомобильные перевозки, который подогревается дефицитом техники на рынке. К лету автомобильная доставка грузов в Сибири может подорожать на 20%, полагают опрошенные эксперты.

Коммерсантъ Новосибирск