06.11.12

Грузи и вези

С 2 по 4 октября в Минске состоялся VI Белорусский транспортно-логистический форум.

Транспортники, логисты, айтишники, страховые агенты и даже производители вагонов собрались под крышей столичного футбольного манежа, чтобы обсудить насущные логистические проблемы, а заодно презентовать друг другу свои услуги.

Форум состоял из выставок «Транспорт и логистика - 2012» и «Логистический инжиниринг», а также VI Белорусского транспортного конгресса, на котором крупные и просто значимые игроки рынка логистики делились впечатлениями о состоянии отрасли.

В экспозиции оказались представлены более 100 компаний из 12 стран. Накануне форума в СМИ высказывались критические мнения: мол, отечественная логистика страдает от дефицита инвестиций и технологической отсталости, что снижает эффективность использования транспортно-логистического потенциала страны. Ни транспортники, ни логисты наличия множества проблем не отрицали, но в целом настроены были оптимистично.

Давние опасения, что транзитные потоки окажутся перехвачены соседями (а прибалты или украинцы нередко прямо пишут об этом в специализированных изданиях), гасились корректным и добродушным указанием на естественные конкурентные преимущества Беларуси: «Пока на Украине не построят дороги, они не перехватят наши транспортные потоки. У нас ситуация лучше, чем у наших соседей».

Если отбросить узкоспециальные выступления, прозвучавшие в двух конференц-залах, и приличествующие торжественному случаю общие слова, все докладчики говорили примерно об одном и том же: с должным эффектом использовать транзитный потенциал страны мешают такие факторы, как фрагментарное, недостаточно проработанное законодательство, непроясненность правил игры в рамках ТС, отрыв образования от потребностей отрасли, медленное освоение современных технологий.

В поисках хозяина логистики

По мнению участников форума, многие проблемы связаны с тем, что в РБ отсутствует закон о логистике. Проект уже есть (с ним можно ознакомиться на сайте БелНИИТ «Транстехника»), но пока это только проект. Правда, на пленарном заседании министр транспорта Анатолий Сивак сообщил, что «осуществляются генеральные схемы по развитию логистики», и заверил, что «к концу 2015г. число высококвалифицированных логистических центров в Беларуси увеличится с 7 до 50». Но многие участники VI Белорусского транспортного конгресса предпочли быть осторожнее в оптимистических прогнозах. Как отмечает Елена Ильина, гендиректор Ассоциации международных экспедиторов и логистики БАМЭ, «строительство логистических центров, на наш взгляд, не решает проблем. Сейчас они строятся во всех регионах Беларуси, но зачастую пустуют: нет условий. Только в случае совершенствования законодательства мы сможем создать цивилизованную, современную логистику, которая в полном объеме заработает. Но когда это произойдет - непонятно. У нас не все получается - приходится создавать не просто свою логистику, а логистику с учетом запросов и требований Таможенного союза. И правовую базу основывать опять-таки на Таможенном союзе».

По словам Василия Шведа, директора логистического центра «24», «нужен хозяин всего процесса. Он должен быть четко определен или указом президента, или каким-то другим законодательным актом на уровне вице-премьера страны. Чтобы логистика не передавалась, как футбольный мячик, между премьерами, а была закреплена за кем-то одним до окончательного результата».

Василий Швед очень даже эмоционально, но вполне обоснованно высказался и по поводу логистической безграмотности части чиновников и директората: «Они слово «логистика» где-то слышали, слово «аутсорсинг» почти ругательство. Интерес очень слабый у руководителей предприятий. Они, вопреки экономическим показателям, вопреки здравому смыслу, держатся за разрушающиеся склады, кормят санстанцию, электриков, пьяных грузчиков - кого угодно. Возятся с этим всем по многолетней привычке, боясь передать дело логистическим центрам».

Впрочем, проблемы, по словам Шведа, не только с топ-менеджментом, но и с рядовыми специалистами: «Сегодня, надо признать, ввиду детского возраста наших логистических предприятий, у нас такой же персонал: молодой, детский, плохо обученный, не имеющий возможности и опыта работы. Самые толковые студенты пока приходят из университета Федерации профсоюзов».

Чего не даёт таможня

Самой больной темой для транспортников стала таможня: ей выговаривали за падение эффективности таможенного и пограничного контроля, за непредсказуемость, за формализм, за завышенные, по мнению выступавших, затраты на хранение в таможенных терминалах. Благодаря всему перечисленному, особенно ценам (9-11 евро за паллето-место в РБ против 2-2,5 евро в Литве), отечественные компании предпочитают пользоваться литовскими терминалами.

Критикам предметно ответил Сергей Федоров, замначальника управления ОТК Госкомтаможни: «Время, необходимое для оформления одной партии товара (физическое выполнение механических функций - досмотр и т.д.), составляет 10-15 минут. С секундомером стояли, фиксировали. 29 товаров - порядка 20 минут».

Представитель таможенного ведомства довольно ехидно отозвался о режиме работы водителей, на производительности труда которых сказываются не только командировочные, но и трансляции футбольных матчей. По словам Федорова, «для движения по территории Беларуси, исходя из километража, одного дня вполне достаточно. По настоянию транспортных организаций срок доставки теперь 5 дней. Водитель, зная, что у него срок доставки 5 дней, приезжает... В какой день недели? В понедельник. И все они приезжают в понедельник. А у нас возникает проблема въезда на склады временного хранения. Очередь. Вот она, ваша логистика!»

Федоров честно озвучил ответные претензии его ведомства к отрасли: «У вас вся цепочка не контролируется. Мы говорим: возьмите на контроль водителей. А директора говорят: «Нет, это вы выталкивайте из пункта пропуска и из склада временного хранения». Вы ведете бизнес, у вас коммерческий интерес, но при этом говорите, чтобы госорган занимался проблемами вашей логистики!»

Тем не менее даже межведомственные споры оказались полезны: по крайней мере они дают шанс устранить недостатки с обеих сторон, сделав еще один маленький шаг к более эффективному использованию многообещающего потенциала транспортно-логистической отрасли.

"БелГазета"