13.10.20

Груз выбирает контейнер

Разрешение Китая на импорт свинины станет драйвером роста перевозок в рефрижераторах

В минувший четверг в Санкт-Петербурге прошла конференция #ЗАКОНТЕЙНЕРАМИ, на которой обсуждались вопросы цифровой трансформации логистического бизнеса, а также перспективы развития рынка контейнерных перевозок. Одной из тенденций, которую отметили участники дискуссии, стало создание сервисов и предоставление услуг для ключевых грузоотправителей.

По данным ОАО «РЖД», за девять месяцев 2020 года во всех видах сообщения перевезено более 4,2 млн ДФЭ (TEU) гружёных и порожних контейнеров, что на 16,1% больше, чем за аналогичный период 2019 года. Во внутреннем сообщении отправлено более 1,7 млн ДФЭ (+12,8%), в экспортном – порядка 1,1 млн ДФЭ (+14,7%), в импортном – 888 тыс. ДФЭ (+13,9%), в транзитном – 558 тыс. ДФЭ (+35,3%).

В ходе конференции начальник коммерческой службы Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» Артём Шепеляев рассказал о работе контейнерных терминалов холдинга.

Дирекция оперирует 750 железнодорожными терминалами по всей России, 153 из которых – контейнерные. Однако только на 48 существует возможность формирования контейнерных поездов.

По словам Артёма Шепеляева, дальнейшее развитие сети терминалов холдинга будет зависеть от спроса на рынке.

«Месяц назад мы получили возможность формировать контейнерные поезда на 11 терминалах (среди них Калуга-1, Саранск, Кемерово-Сортировочная. – Ред.)», – рассказал он. Компания делает на работу с конкретными производителями, под которых формируются составы.

«Мы понимаем, что если такой состав формируется сутки, ещё сутки расформировывается, то время перевозки составляет около трёх дней. И, к примеру, на плече Санкт-Петербург – Екатеринбург мы можем конкурировать по транзитному времени с автотранспортом, – подчеркнул он. – У нас в этом году очень много ориентированных на конкретных потребителей поездов. Наблюдается прирост контейнеризации перевозок растительных масел по технологии «флекситанк».

По его словам, компания «Европак», которая предоставляет вкладыши и услуги по экспедированию грузов, сейчас ведёт переговоры с производителями не только пищевых масел, но и минеральных, и нефтяных.

Ориентированность на конкретного клиента встречается и в других сегментах контейнерных перевозок, к примеру рефрижераторных.

Менеджер по продажам ООО «Дальрефтранс» (входит в Транспортную группу FESCO) Алексей Филатов отметил, что китайское правительство даёт скидки на импорт скоропорта только при перевозке целым контейнерным поездом (40 ДФЭ).

«Кроме того, сборные поезда практически не котируются, потому что есть жёсткие ограничения по ветеринарному и фитосанитарному контролю, а также по товарному соответствию. Найти однотипный груз практически невозможно даже на грузонапряжённых участках сети», – сказал он.

Алексей Филатов также рассказал о тенденциях роста перевозок скоропорта в Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. По его словам, основным драйвером роста является транспортировка курятины и говядины. «В КНР потребление свинины в 3 раза выше, чем курятины. Мы надеемся, что в ближайшее время Россия и Китай договорятся о перевозках этого груза. Если в этом году рост экспорта скоропорта был около 35%, то после одобрения на перевозку свинины он составит ещё около 10–16%», – заметил эксперт.

Однако, по словам Алексея Филатова, не стоит ждать роста перевозок скоропортящихся грузов по России на железнодорожном транспорте. «С 2016 года внутрироссийские перевозки скоропорта стагнируют. Это происходит из-за постепенного выбывания рефрижераторных вагонов. А высвободившиеся объёмы постепенно переходят на автотранспорт», – резюмировал он.

Помимо развития физических услуг и сервисов для клиентов, участники дискуссии отметили важность цифровой трансформации логистического бизнеса.

Директор по продажам и развитию бизнеса ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» (входит в Транспортную группу FESCO) Виталий Потапов рассказал, что сейчас происходит размытие границ между взаимодействием в B2B (Business to Business, схема коммерческого взаимоотношения, где в качестве покупателя выступает другая компания, организация) и B2C (Business to Consumer, схема, где в качестве покупателя выступает конечный потребитель). «Это хорошо видно на рынке профессиональных услуг. К примеру, в банковском секторе. Кола, помимо любого банковского приложения для потребителя, есть аналогичный продукт для бизнеса. Это позволяет упростить клиентский опыт», – пояснил он.

Однако уровень проникновения IT и «цифры» на рынке логистики в России пока низкий и составляет, по подсчётам FESCO, около 5% транспортных услуг.

Помимо создания личных кабинетов и перехода на электронный документооборот, необходимо создание платформенного решения, когда объединяются поставщики услуг, владельцы инфраструктуры и конечные потребители, считает Виталий Потапов. По его словам, при переходе на цифровые технологии нужно решить ряд задач, в частности упрощения интеграции между участниками рынка.

«До сих пор большая проблема диджитализации, в том числе в логистическом секторе, это построение устойчивых связей «машина – машина» между различными игроками. У нас много собственных наработок и попыток скрестить их с системами наших клиентов и поставщиков, но это непростая задача. Также важно появление более унифицированной платформы, которой все будут пользоваться», – отметил он.

Одна из конечных задач, которую должна решить унифицированная платформа, – это предиктивная аналитика данных компаний-участниц и упрощение их логистических цепочек.

«Это полезно и для грузовладельцев, которые будут понимать структуру грузопотоков и их динамику в течение сезона, чтобы оптимизировать отгрузку своей продукции тем же самым экспортёрам, выбирать тот или иной маршрут, как ехать в Китай – через порты Санкт-Петербурга, Владивостока или сухопутные», – резюмировал Виталий Потапов.

В завершении конференции генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов представил систему InfraMap, которая будет формировать пересекающиеся массивы информации (более 300 открытых государственных баз), в частности данные Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы и Росстата, для того, чтобы любой участник рынка мог получить исчерпывающие сведения о грузовых транспортных потоках, пересечениях маршрутов, производстве в регионах, логистических центрах, складах и так далее.

Пока система находится в тестовом режиме, однако в ближайшее время она будет автоматизирована.

Гудок