29.04.08

Груз вне расписания

«Российские железные дороги» не чураются маленьких хитростей. Некоторым клиентам монополия выставляет счета за перевозку на большие расстояния, нежели груз проехал на самом деле.

такой политикой столкнулись Новолипецкий меткомбинат (НЛМК) и Афипский НПЗ (входит в «Базовый элемент»). Первый подал три иска к Юго-Восточной железной дороге о возмещении 15,25 млн руб., второй — несколько исков к Северо-Кавказской железной дороге на 80 млн руб., говорится на сайтах Высшего арбитражного суда, арбитражных судов Воронежской и Ростовской областей. НЛМК и Афипский НПЗ жалуются, что РЖД неправильно рассчитывает тариф на перевозку нефтепродуктов до порта Туапсе. Монополия возит грузы в Краснодарском крае по ветке Энем — Кривенковская, сокращая расстояние перевозки (для Афипского НПЗ — с 456 до 142 км, для НЛМК — с 1301 до 1192 км), но при этом взимает плату без учета этой «экономии».

Путь следования груза отражен в системе «Электронная транспортная накладная», отмечает близкий к НЛМК источник. Менеджер РЖД и не отрицает факт перевозки по короткому маршруту. Расстояние рассчитано по тарифному руководству РЖД, а перевозчик подписался под договором перевозки, добавляет представитель РЖД. В этом случае монополия должна доставить груз в срок, а маршрут вправе выбирать сама.

НЛМК и Афипский НПЗ же настаивают, что спорный участок был внесен в тарифное руководство приказом Росжелдора еще в 2004 г., говорится в материалах судов. А значит, монополия должна взять плату за короткий маршрут. Но менеджер РЖД парирует, что этим станциям до сих пор не присвоены коды, потому тарифное руководство выполнить невозможно. Эту позицию пока поддерживают и суды. Афипский НПЗ проиграл один из своих исков на 5,9 млн руб. в трех инстанциях и добивается справедливости в Высшем арбитражном суде. НЛМК проиграл в двух инстанциях.

Управляющему партнеру коллегии адвокатов «Юков, Хренов и партнеры» Александру Хренову кажется неубедительным довод РЖД об отсутствии механизма расчета тарифа, ведь это ведет «к неосновательному обогащению железной дороги». Но РЖД далеко не всегда «ошибается» в свою сторону, говорит менеджер крупной промышленной компании. Зачастую монополия перевозит грузы по БАМу, а взимает плату из расчета более короткого маршрута по Транссибу, указывает он.

Ведомости ; 29.04.2008