03.12.19

Груз стремится на восток

В минувшую пятницу в Москве прошёл форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса», который организовал Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). На заседании рабочей группы, посвящённом развитию железнодорожной и портовой инфраструктуры, участники дискуссии предложили создать цифровую открытую платформу для синхронизации действий всех игроков рынка.

Форум организован для формирования предложений и инициатив бизнеса по совершенствованию деятельности транспортной отрасли и реализации инфраструктурных проектов. Одной из основных тем мероприятия стали проекты развития инфраструктуры, предусмотренные Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года и Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года (ДПР).

По словам начальника Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Антона Рышкова, у холдинга есть задача выполнить проекты, которые находятся в Комплексном плане и ДПР. «Мы наконец подошли к необходимости балансировки развития железнодорожной инфраструктуры, портов и мощностей по добыче и сделали концепцию будущей модели, которую в следующем году попытаемся автоматизировать. Частично мы эту модель апробировали, и цифры по добыче, которые сейчас находятся в программе развития угольной промышленности Минэнерго до 2035 года (первый сценарий – до 550 млн тонн, второй – до 670 млн тонн. – Ред.), нашли отражение как один из сценариев», – отметил он.

Главным грузом для РЖД сейчас является каменный уголь. Холдинг определил кластеры зарождения каменного угля, разложил по годам и сценариям формирование загрузки Восточного полигона.

По мнению представителей рынка, развитие инфраструктуры не успевает за темпами развития бизнеса, в частности на дальних подъездах к портам и крупным угольным разрезам.

Первый заместитель генерального директора АО «ВаниноТрансУголь» (ВТУ) Эльмар Камаев считает, что необходим баланс между проектами, реализуемыми РЖД, и проектами добывающих компаний. «С каждым годом добыча угля в России возрастает, за 15 лет – с 2002 по 2017 год – добыча выросла с 253 до 409 млн тонн, при этом внутреннее потребление почти не меняется, соответственно, увеличивается экспорт. И помимо увеличения нагрузки на порты возрастает нагрузка на пути общего пользования. Ежегодно строятся новые погрузочные терминалы, новые причалы и даже новые порты, однако РЖД не всегда успевают обеспечить нововведённые мощности соответствующей подъездной инфраструктурой», – отметил он.

По мнению Эльмара Камаева, в 2020 году может возникнуть проблема с пропускной способностью участка Комсомольск – Ванино из-за ввода в действие терминала ВТУ. Для решения этой проблемы топ-менеджер предложил ускорить принятие детального плана по Восточному полигону с увеличением провозной мощности на этой линии до 85 млн тонн.

А также решить вопрос о поставке локомотивов 2ТЭ25К «Пересвет» для обеспечения провоза поездов весом 7,1 тыс. тонн. «ВТУ готов участвовать в создании постоянно действующей комиссии по работе с холдингом по вопросу мониторинга мер по увеличению провозной мощности железной дороги согласно ДПР РЖД», – добавил он.

Заместитель генерального директора – директор по логистике АО «СУЭК» Денис Илатовский также считает, что сейчас не хватает железнодорожной инфраструктуры, но при этом портовая строится или уже находится в избытке. «Есть необходимость ускоренной реализации именно Восточного полигона, потому что рыночная ситуация привела к переводу основного объёма отгрузок с запада на восток. Нужно договориться о плане приоритетных участков, в которые надо инвестировать в первую очередь, для того чтобы потратить деньги рациональным образом и улучшить технологию совместной работы грузоотправителей, портов и РЖД, чтобы в ограниченных условиях получить наилучший результат», – отметил он. По его мнению, необходимо создать долгосрочную тарифную систему. «Инвестиционные проекты длятся долго: только строительство пять лет и эксплуатация лет 10. То есть нам нужна тарифная система, которая позволит прогнозировать затраты на транспортировку на 15 лет вперёд как минимум, чтобы сейчас принимать решения о том, что строить, в каком объёме, сколько денег инвестировать», – сказал он.

В ходе круглого стола генеральный директор, председатель правления ПАО «ТрансКонтейнер» Вячеслав Сараев предложил создать цифровую открытую платформу для синхронизации действий игроков рынка, которая бы была интегрирована во все отрасли и со всеми видами транспорта. «Сколько ни вкладывай в инфраструктуру, без IT-поддержки мы уже никуда не ушагаем. Нам надо объединить и синхронизировать все действия, и работу железных, автодорог и морского транспорта, и работу на железной дороге с разными грузами. Сейчас надо решиться и сделать шаг, идти к нормальному независимому органу, может быть, юридически независимому от всех участников рынка, для создания, построения цифровой платформы, открытой для всех, как некой единой площадки для синхронизации наших действий», – сказал он.

Вячеслав Сараев добавил, что через такую систему необходимо также обеспечить взаимодействие с регулирующими органами, таможней и «Китайскими железными дорогами».

По мнению вице-президента РСПП Игоря Вдовина, для создания такой информационной системы может быть сформирована общественно-государственная организация, где все, кто делает свои вклады в области интеллектуальной собственности, вправе принимать решения по той или иной деятельности. Он также добавил, что если будет создана концепция этой платформы, то РСПП вынесет предложение по её созданию Правительству РФ.

Гудок