11.04.07

Груз проблем – на чужие плечи?

Правительство решило коренным образом модернизировать систему пропускных пунктов на государственной границе России. Об этом сообщил вчера первый заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов на совместном заседании коллегий Министерства транспорта и Федеральной таможенной службы России по вопросу «Совершенствование порядка взаимодействия Минтранса и ФТС РФ при обустройстве пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и осуществлении в них контрольных и надзорных функций».

«В настоящее время их слишком много, - отметил С.Иванов. - В этой связи необходимо четко определить, какие пункты нам нужны. И выбор должен быть остановлен на экономически выгодных и юридически обоснованных пунктах».

В частности, Минтранс предполагает закрыть более 100 малодеятельных пунктов через границу с целью оптимизации их количества, активизировав работу остальных. Однако, по словам заместителя министра транспорта Евгения Москвичева, в ведомство поступают обращения органов исполнительной власти субъектов Федерации с ходатайством о сохранении пунктов без достаточных на то оснований. «При таком подходе органов исполнительной власти субъектов не будет закрыт ни один пункт», - предполагает Е.Москвичев.

Кроме того, процесс закрытия пунктов пропуска сопряжен с еще одной существенной трудностью – для железнодорожных, автомобильных и речных перевозок необходимо вносить изменения в соответствующие международные договоры РФ.

Есть проблемы и в «цене вопроса». «Перевозчики не должны платить за контроль, который осуществляет государство при пересечении границы», - заявил первый вице-премьер. - Я имею в виду так называемые «околотаможенные услуги», предоставляемые некоторым коммерческими организациями за «удобства» при сопровождении грузов и прохождении пунктов пропуска. Таможня должна быть отделена от любой коммерции».

По словам Е.Москвичева, практика взимания платы за услуги коммерческих организаций, содержащих склады временного хранения по проведению таможенных досмотров, за составление электронной копии транзитной декларации, а также коммерческое сопровождение товаров и транспортных средств становится все шире. И она вызывает справедливые нарекания перевозчиков. «Они платят за услуги, которые им не нужны. И платят немало, - рассказал замглавы Минтранса. - Я приводил пример 103 досмотров машин одной компании. Ей пришлось выложить за это из своего кармана около 2 млн рублей. Столь значительные финансовые затраты перевозчиков в автомобильных пунктах, в дополнение к потерям из-за задержек, снижают их конкурентоспособность».

Потери доходов российских перевозчиков от ожидания въезда в режимную зону на 14 основных пунктах составили в 2006 году свыше 3 млрд рублей. По словам Е.Москвичева, по сравнению с 2005-м они возросли более чем в два раза. Только на «Торфяновке» эти потери составили около 1,5 млрд рублей. «Если учесть потери зарубежных перевозчиков, то общие потери российской экономики оцениваются в 7-7,5 млрд рублей, - добавил заместитель министра транспорта. - Ведь потери доходов перевозчики неизбежно перекладывают на российских импортеров и экспортеров».

Кстати, в Минтрансе считают, что именно с этой цифрой и нужно сопоставлять затраты, требуемые на создание современной системы пропуска, включая автодорожные подходы. Тогда они не будут казаться слишком большими.

Еще более непросто обстоят дела на железном транспорте, где отсутствует единый подход к обустройству железнодорожных пунктов пропуска. По словам Сергея Иванова, на РЖД из 59 пунктов только четыре удовлетворяют требованиям, предъявляемым таможенными органами. Таможенный контроль осуществляется на обычных станциях, находящихся порой за десятки километров от госграницы. Причем иногда еще до подхода к ним, на российской территории, поезда делают остановки на промежуточных станциях для поэтапного контроля грузов. После пересечения границы поезд еще раз останавливается на промежуточной станции и ждет своей очереди на досмотр. И только через два-три часа, а иногда и больше, приходит на железнодорожный пункт пропуска сопредельного государства. По словам Сергея Иванова, такая ситуация приводит к большим задержкам поездов, финансовым потерям, а также кражам грузов.

«Я понимаю, что вопрос обустройства пунктов пропуска потребует значительных капиталовложений, а главное – времени. Но другого пути нет, и делать это все равно придется», - заявил первый вице-премьер.

Негативно отражается на деятельности железнодорожного транспорта недостаточное взаимопонимание между причастными к вопросу ведомствами. Здесь особо следует выделить проблемы хранения грузов, находящихся под таможенным контролем в транспортных средствах на железнодорожных путях, отсутствие единого подхода к перевозкам грузов транспортными средствами, зарегистрированным в иностранном государстве, принятие решений об изменении мест декларирования определенных товаров, работу с контейнерными грузами, особенно в международном транзите и другие.

«Нельзя объяснить потребителям транспортных услуг, почему на железной дороге хранить грузы в контейнерах под таможенным контролем можно только в вагонах, а не на грузовых дворах в зоне таможенного контроля, - привел пример Е.Москвичев. - В то же время в морском порту хранение контейнеров на площадках в зоне таможенного контроля – обычное дело. Думаю, такие досадные неточности в правовой базе и практике ее применения мы можем поправить совместными усилиями достаточно быстро».

Заместитель руководителя ФТС Владимир Малинин отметил, что продолжительность выполнения операций таможенного оформления, пропускная способность железнодорожных пунктов пропуска устанавливаются таможенными органами с учетом степени их технического оснащения и обустройства. Но осуществление контроля за грузом затруднено отсутствием на территории многих железнодорожных пунктов пропуска погрузочно-разгрузочного, весового оборудования. Эта необустроенность привела к тому, что поезда приходится пропускать через границу не через пункты, а через удаленные станции.

Учитывая сложившуюся напряженную ситуацию, Минтрансом направлены в Правительство предложения о проработке с заинтересованными министерствами и ведомствами вопросов организации специализированных пунктов пропуска и перераспределении на них потоков транспорта, требующих углубленного досмотра. Поставлены вопросы оснащения пунктов пропуска современными досмотровыми комплексами, созданию достаточной дорожной инфраструктуры на подъездах к ним и возможности разделения потоков легкового, грузового транспорта и автобусов, расширения стоянок для временно задержанных транспортных средств.

«Цифры однозначно показывают, что применяемые в настоящее время в пунктах пропуска таможенные технологии не отвечают реалиям современного развития внешней торговли России и постоянно растущему объему перевозок в международном сообщении, - подчеркивает Евгений Москвичев. - Можно понять позицию, предполагающую, что дальнейшее упрощение таможенных процедур в пунктах пропуска непременно приведет к ухудшению качества проведения самого контроля. Но нельзя с ней согласиться».

Замминистра транспорта привел простой пример. Одна из фирм за два месяца прошлого года совершила более 600 международных рейсов. Полный таможенный досмотр был назначен в 103 случаях, то есть в каждом шестом случае. Никаких нарушений найдено не было.

«Бесспорно, за таможенными органами остается право проведения досмотров непосредственно в пунктах пропуска. Но основаниями для их проведения должны быть явные, на наш взгляд, признаки нарушения таможенного законодательства или имеющаяся конкретная информация о совершаемом нарушении, - подчеркнул Евгений Москвичев. - Нужно решаться на продуманную и оправданную интересами дела корректировку системы».

Сегодня активно развиваются мультимодальные перевозки, широко используются логистические технологии, объединяющие в общей транспортной цепи многих участников по всему миру. «Нужно уже перестать делать вид, что в перевозочном процессе участвуют только отправители, получатели и транспортники», - говорит Е.Москвичев. К тому же Россия является участником многих международных конвенций, определяющих порядок ускоренного и упрощенного грузодвижения на всех видах транспорта. Целый ряд наших привычных таможенных процедур не учитывают этого. Что, в частности, мешает реализовать на практике транзитные преимущества России.

В этой связи в Министерстве транспорта подчеркивают необходимость учреждения активно работающего координационного совещательного органа, включающего представителей власти и бизнеса. Такая организация могла бы в оперативном порядке решать возникающие проблемы во взаимодействии контролирующих органов и перевозчиков и других участников перевозочного процесса и вырабатывать предложения по решению этих проблем, в том числе - предложений по совершенствованию законодательства. Ведь совершенно очевидно, что перевозчики должны заниматься перевозками, а не обустройством границы.

Как отметил в ходе заседания Сергей Иванов, задача государственных органов – содействовать максимальному упрощению таможенных процедур - естественно, не в ущерб качеству контроля. «Эта задача выполнима, - добавил он. - И, прежде всего, за счет внедрения современных информационных технологий».

РЖД-Партнер; 11.04.07