25.09.08

Границы порта пройдут через заводы

РБК daily

Комиссия по определению границ Большого порта Санкт-Петербург передала в соответствующие федеральные ведомства проект постановления об их утверждении. Все петербургские припортовые заводы войдут в эти границы. Минтранс России надеется уже в октябре внести этот проект на согласование в правительство РФ, а до конца года законодательно утвердить их. Долгожданное постановление позволит решить целый комплекс проблем петербургского порта и в первую очередь обозначит статус пунктов пропуска через госграницу, действующих сейчас в порту лишь по временным схемам. Однако это наложит на припортовые заводы и определенные обязательства, к которым они зачастую не готовы.

Утвердить границы петербургского порта планировалось еще летом этого года — к тому времени были готовы основные положения проекта постановления правительства, а работа специальной комиссии в целом закончена. Однако, как рассказал вчера заместитель руководителя Росморречфлота Игорь Русу, остался целый ряд вопросов частного характера, в том числе и о том, какие территории будут все же включены в границы порта. Но он надеется, что уже в октябре проект постановления можно будет внести на рассмотрение правительства РФ и затем в течение месяца утвердить его. Определение границ порта, внутри которых могут производиться экспортно-импортные операции и перемещаться нерастаможенные группы, придаст им особый таможенный и пограничный режим и обеспечит работу постоянных пунктов пропуска.

Как сообщил вчера капитан порта Санкт-Петербурга Петр Паринов, все припортовые заводы включены в границы порта. Его заместитель Юрий Орлов уточнил, что некоторые из них войдут в порт целиком, как, к примеру, комплекс Балтийского судоремонтного завода и Канонерский судоремонтный завод, а более крупным предприятиям придется выделять из своей территории режимные зоны.

Главный строитель Адмиралтейских верфей Андрей Веселов вчера подтвердил, что часть территории его завода войдет в границы порта, однако пока на заводе не готовы к появлению физической границы, проходящей по его территории. «Вряд ли нам потребуется обособлять портовую зону, ведь до сих пор мы всегда находили общий язык с портовыми властями, с которыми мы всегда были в хороших отношениях», — пояснил он.

Генеральный директор «Северной верфи» Андрей Фомичев также уверен, что четкое определение границ порта не изменит существующее положение. «Мы уже в границах порта как управляющей единицы и не собираемся из них выходить», — сообщил он. Работающие сейчас на территории завода стивидорные компании и так имеют обособленные границы, огороженные реальными заборами, за которыми по временной схеме действуют особые пограничные и таможенные режимы. Однако утверждение четких границ порта придаст им четкий юридический статус, и «Северная Верфь» уже не сможет в полной мере в любой момент распоряжаться своей территорией, к примеру для реализации инвестиционных проектов по расширению производства — для этого сперва придется исключить ее из границ порта и ликвидировать таможенные и пограничные режимы.

Один из участников портового рынка напомнил вчера историю предпринимателя Николая Путилова, основателя ныне Кировского завода. Его машиностроительный бизнес был на пике успеха, когда было принято решение о строительстве по соседству петербургского порта. Однако этот проект по совмещению двух разнородных видов деятельности оказался настолько провальным, что разорил все предыдущие успешные начинания Николая Путилова, а Путиловский завод был взят под государственную опеку из-за огромных долгов. Эта история, полагает эксперт, может послужить уроком нынешним заводам, которые пытаются совместить производственную и транспортную функции.

Юрий Орлов вчера подчеркнул, что понятие границы порта предполагает именно физическую границу, и заводам, попавшим в нее, придется приспосабливаться к новым условиям. «Мы это понимаем и готовы к этому», — сообщил вчера Алексей Воскобойников, директор по управлению активами Кировского завода, который уже начал реализацию собственного портового проекта и готов пожертвовать для этого частью своей территории.