31.01.08

Границу красит евроремонт

Там, где несколько лет назад стояли бытовки, вырос современный таможенный комплекс

КОВРОВАЯ дорожка, военный оркестр... На белорусско-украинской границе официально введен в строй после реконструкции пункт пропуска "Новая Рудня".

- Мы вложили очень многое в этот пост, - заявил на импровизированном митинге, обращаясь к его сотрудникам, председатель Государственного таможенного комитета Беларуси Александр Шпилевский, - и сейчас ждем от вас сдержанного, внимательного отношения к гражданам. Чтобы им было приятно с вами общаться, а обычные путешественники пересекали границу, не выходя из машины. Особую благодарность выражаю Постоянному Комитету Союзного государства за содействие в модернизации очередного пункта пропуска на нашей общей с Россией западной границе.

Смысл последней фразы становится понятен, когда обращаешь внимание на номера тяжелых грузовиков, один за другим въезжающих на таможенную площадку с украинской стороны. Из Молдовы, Турции, Болгарии, Румынии, Греции везут они в Россию разнообразную продукцию, в первую очередь сельскохозяйственную. А летом с белорусской стороны границы подъезжает немало российских легковушек - их пассажиры устремляются на отдых. Но в целом, как рассказал корреспонденту "СОЮЗа" заместитель Госсекретаря Союзного государства Василий Хрол, также прибывший на официальное открытие "Новой Рудни", до 80-85 процентов товаров, следующих через Беларусь, предназначены России. Вот почему одной из первых союзных программ, принятой около 10 лет назад, предусматривалось именно обустройство нашей общей западной границы. Для чего из бюджета Союзного государства израсходовано более 1,6 миллиарда российских рублей.

А. Шпилевский пояснил, что на эти средства реконструировано 8 пунктов пропуска, в том числе 4 - в ушедшем году. Возьмем, к примеру, хорошо известный российским и белорусским путешественникам пункт пропуска "Брузги". Его "мощность" возросла с тысячи до 5 тысяч оформленных автомобилей в сутки, благодаря новым технологиям примерно в такой же пропорции возросла и культура обслуживания. Еще два пункта пропуска будут обновлены в этом году, на реконструкцию трех начнется разработка проектной документации. Пока - за белорусские средства, но планируется обратиться в Совет Министров Союзного государства с предложением рассмотреть вопрос о финансировании из общего бюджета.

Что увидим на границе в итоге, становится ясно после небольшой экскурсии по "Новой Рудне". Кладу сумку на транспортер установки для досмотра багажа - и все ее содержимое высвечивается на экране монитора. Теперь ни наркотик, ни пластиковая взрывчатка, не говоря о банальной контрабанде, границу не пересекут. Кстати, таможенники "Новой Рудни" уже находили "посылки" с марихуаной. С помощью переносного рентгенотелевизионного комплекса можно посмотреть, не спрятано ли что-то в бензобаке. Есть бокс для более тщательного досмотра легковушек. Все автомобили проверяются на радиоактивность. Но добропорядочным гражданам придирок и других строгостей опасаться не стоит. Напротив, для них впервые на этом пункте пропуска определен "зеленый коридор", если нет повода для декларирования товаров или валюты, все формальности зай-мут лишь несколько минут. В перспективе появится отдельный коридор для граждан Союзного государства.

- Пункт рассчитан на пропуск в сутки 620 легковых, 260 грузовых автомобилей и 15 автобусов, но заложены резервы для значительного увеличения этих цифр, - рассказывает о новых возможностях начальник таможенного поста Григорий Мазаник. - И что самое важное - все службы, вплоть до банка, находятся в одном операционном зале. Так что теперь оформляются документы быстро, по принципу "одного окна". И для нас созданы отличные условия: комфортабельные рабочие места, мужские и женские комнаты отдыха и душевые, персональные шкафы для одежды...

Даже строгие гости из Всемирной таможенной организации признали белорусскую таможенную инфраструктуру одной из лучших в Европе. И трудно поверить, что всего несколько лет назад на месте современных зданий из стекла и бетона в "Новой Рудне" стояло лишь несколько сборно-щитовых домиков, обложенных кирпичом. В 1993 году, когда создавались первые белорусские таможенные посты, на капитальные постройки не было ни времени, ни средств. Теперь от заурядных бытовок не осталось и следа, так что фактически надо говорить не о реконструкции пункта пропуска, а о его новом строительстве. Возвело объект ОАО "Мозырьпромстрой". С особой гордостью его генеральный директор Александр Шульга рассказывает о монтаже уникальной установки для обогрева зданий пункта пропуска. Из скважины поступает вода температурой 8 градусов, а благодаря "хитрому" тепловому насосу она в системе отопления достигает 60 градусов тепла.

- Союзному государству нужна мегапрограмма создания транспортного коридора из Европы на Дальний Восток, - сказал В. Хрол, - с такими вот пунктами пропуска, гостиницами, оптоволоконными линиями связи и прочей современной инфраструктурой. Этот проект на миллиарды долларов, но они окупятся за 5-7 лет. Очень выгодное дело, в которое предстоит привлечь средства не только союзного бюджета, но и России, Беларуси, частных инвесторов.

В конце концов, таможня ведь не разделяет народы. Она, напротив, помогает им цивилизованно торговать и общаться. Вот и обновленная "Новая Рудня", отметил губернатор Гомельской области Александр Якобсон, стала своеобразным подарком к 70-летию региона и будет служить сразу нескольким государствам.

Российская газета ; 31.01.2008