16.07.07

Год без Китая

Чем придется жертвовать, если покупать отечественное

Без китайских товаров прожить в принципе можно, но очень неудобно. К такому выводу пришла американская журналистка Сара Бонджорни, автор книги “Год без Made in China”. Российские потребители от Китая зависят меньше, чем американцы, — они пока менее интересны китайскому производителю.

Эксперимент, послуживший материалом для книги, продлился год (в 2005-2006 гг.), в нем участвовала сама Бонджорни, ее муж и двое их детей. Она пишет, что через 10 лет не рискнула бы повторить этот эксперимент — потому что с каждым днем жить без китайских товаров становится все труднее и дороже.

Например, попытка купить четырехлетнему сыну некитайские кроссовки обернулась двухнедельной гонкой по магазинам. Везде были кроссовки Made in China на любой вкус за $15. “Я обошла и обзвонила десятки магазинов от Монтаны до Пенсильвании — безуспешно, — пишет Бонджорни. — Как объяснил мне владелец обувного магазины из Айовы, детские кроссовки не шьются в США с 1960 г.”. Ее сыну достались итальянские кеды за $68.

Солнцезащитные очки? Только китайские, стоят $10-15. Несколько месяцев поисков, и Бонджорни нашла единственного американского производителя: очки — $150.

Настольная лампа или картридж в принтере? “Еще 10 лет назад только в Южной Калифорнии было около 40 компаний, производивших настольные лампы. Сегодня их четыре во всей стране, — ужасается Бонджорни, — а все без исключения картриджи сделаны в Китае”.

Елочные украшения на Рождество, американские флаги и сувениры в честь Дня независимости, пасхальные яйца — ничего этого США больше не производят, все китайское, пишет Бонджорни, оттуда же приходят наклейки с патриотическими лозунгами “Никогда не забудем 11 сентября!” и “Поддержим наших солдат!”.

За исключением датских конструкторов Lego все остальные игрушки, включая Barbie и все машинки, сделаны в Китае. Там же производятся все видеоигры, плейеры iPod, пляжные полотенца и шлепанцы, запчасти для бытовой техники, продолжает список Бонджорни.

“Навсегда отказываться от китайских товаров непрактично, — подводит итог Бонджорни, — иначе мы никогда больше не сможем купить мобильный телефон, водяной пистолет и телевизор”.

В 2006 г. США импортировали иностранных товаров на $2,2 трлн, 15% из них ввезено из Китая, пишет в предисловии к книге Бонджорни экономист Commerce Bank Джоэль Нарофф. По сравнению с ВВП США ($13,2 трлн в 2006 г.) и объемом потребительских расходов американских граждан ($9,2 трлн) доля китайских товаров выглядит не так внушительно. “Может даже показаться, что прожить без китайских товаров просто, но в реальности, особенно для малообеспеченных семей, это не так”, — заключает он.

Зависимость российских потребителей от китайских товаров американских масштабов пока не достигла, уверены экономисты. По данным Федеральной таможенной службы, КНР в 2006 г. была четвертым по значению торговым партнером России. В 2006 г. российский импорт из Китая вырос на 79% и составил $12,89 млрд (общий объем российского импорта в 2006 г. — $137,547 млрд). Китай же поставил России в прошлом году машин и оборудования на $1,56 млрд, бытовой электротехники, электроники и телекоммуникационного оборудования на $2,156 млрд, транспортных средств — на $585 млн.

По данным директора по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антона Гуськова, 80-90% российского рынка электротехники занимают китайские товары. По оценке пресс-секретаря “М.Видео” Надежды Киселевой, около трети продаваемых в сети мобильных телефонов сделаны или собраны в Китае.

Чисто теоретически российский потребитель может отказаться от сделанных в Китае товаров, но найти им альтернативу у него не получится, считает Гуськов.

Более 80% американского рынка игрушек произведено в Китае, в России аналогичная ситуация, утверждает директор по информационной политике и коммуникациям ГК “Детский мир” Александр Бархатов, и это общемировая тенденция: дешевизна рабочей силы и значительный технологический рывок китайских предприятий продолжают соблазнять транснациональных производителей, а отпускные цены — посредников и ритейлеров.

О засилье китайцев на российском потребительском рынке пока говорить нельзя, считает Александр Морозов, главный экономист HSBC: китайские производители преобладают в отдельных товарных группах — таких как одежда и обувь.

Для большинства крупных китайских компаний российский рынок не приоритетный, поэтому и представлены здесь китайцы меньше, чем в США, заключает Сергей Горелов из экспертного центра Chinacom.

Ведомости ; 16.07.2007