18.12.17

Главный транспорт на Урале укрепляет позиции

Кредо железной дороги — грузить, возить и развивать. При этом требования к ней у всех разные. Для грузоотправителей важнее всего надежность и объемы, для пассажиров — скорость и комфорт, для регионов — точки роста. Как удается Свердловской магистрали совмещать разные приоритеты? Начальник СвЖД Алексей Миронов проанализировал итоги работы дороги в 2017 году и рассказал нашему изданию о новых проектах

Условия, в которых работает Свердловская железная дорога, можно назвать уникальными. С одной стороны, это высокая концентрация значимых для всей страны грузообразующих предприятий. С другой — географическое положение, стратегически важное для пропуска транзита. Это и транспортная основа городских агломераций в пяти регионах, и всепогодная ниточка на север, за полярный круг.

— Мы должны соответствовать потребностям и предложить органичную транспортную услугу и взыскательному жителю мегаполиса, и небольшому бизнесу на малодоступной территории, и крупному грузообразующему предприятию, — отмечает Алексей Миронов. — Поэтому важнейшими задачами СвЖД являются строительство новых линий в местах зарождения грузопотоков, усиление инфраструктуры на транзитных и загруженных направлениях, формирование востребованных комплексных сервисов для грузоотправителей и современных продуктов для пассажиров. А еще мы должны обеспечить заводы заказами, бюджеты — налогами, регионы — перспективными технологиями.

Новая инфраструктура

Для освоения перспективных объемов грузов и обеспечения экономического роста территорий СвЖД реализует масштабные инфраструктурные проекты. Инвестиции ОАО «РЖД» в развитие магистрали в 2017 году составили 29,5 млрд рублей (рост к предыдущему году на 16,1%).

Важнейшим проектом является развитие направления Тобольск — Сургут — Коротчаево. Он имеет ключевое значение для вывоза растущего грузопотока с севера Тюменской области. От Тобольска до Сургута полностью двухпутными станут перегоны общей протяженностью более 400 км. В 2017 году проведены работы на пяти перегонах, включено в технологию четыре разъезда. В следующем году работы будут полностью завершены.

Чтобы в полной мере получить эффект от реализованного на севере проекта и увеличить пропускную способность Транссиба на подходе к Екатеринбургскому железнодорожному узлу, СвЖД ведет строительство электрифицированного третьего главного пути на участке Косулино — Баженово. Он технологически связан с линией Тобольск — Сургут — Коротчаево и является барьерным местом для пропуска перспективного вагонопотока нефтехимических грузов к портам Северо-Запада. В конце 2016 года открыто движение по новому третьему пути на перегоне Баженово — Мезенский, в октябре 2017-го — от Мезенского до Гагарского. Участок Косулино — Баженово будет полностью сдан в 2018 году. Начались подготовительные работы, связанные с модернизацией направления Соликамск — Пермь и строительством Северного широтного хода. Эти проекты имеют стратегическое значение и для железной дороги, и для экономики всей страны.

Значительные ресурсы СвЖД вкладывает и в обновление существующего пути. Модернизация и ремонт позволяют повысить надежность инфраструктуры и скорость движения поездов. В 2017 году обновлено 473 км пути (на 126 км больше, чем в прошлом году). Из них 192 км — бесстыкового пути. На данный момент протяженность бесстыкового пути на магистрали составляет 5,98 тыс. км (61% главных путей). Такой путь имеет больший срок эксплуатации, позволяет повысить комфорт для пассажиров, так как поезд по нему движется практически бесшумно.

Вагоны и технологии

Свердловская магистраль целенаправленно работает над устранением инфраструктурных ограничений для пропуска поездов повышенного веса и длины. В развитие полигонной технологии на направлении Кузбасс — Северо-Запад дорога перешла к системному вождению тяжеловесных поездов весом 8 — 9 тыс. тонн по выделенным ниткам графика с использованием локомотивов 2ЭС10 в трехсекционном исполнении.

Еще одним перспективным решением для увеличения провозной способности железных дорог ОАО «РЖД» видит использование вагонов с повышенной нагрузкой на ось. Эта мера, в отличие от вождения железнодорожных составов повышенной длины, не требует значительного переустройства существующей инфраструктуры.

Участок Смычка — Качканар Свердловской магистрали в соответствии с поручением правительства РФ стал экспериментальной площадкой для мониторинга состояния инфраструктуры и отработки технологий содержания пути при эксплуатации вагонов повышенной грузоподъемности. Поэтапные испытания продолжатся до ноября 2018 года.

Алексей Миронов: «Мы должны соответствовать потребностям и предложить органичную транспортную услугу и взыскательному жителю мегаполиса, и небольшому бизнесу на малодоступной территории, и крупному грузообразующему предприятию»

В целом развитие тяжеловесного движения позволяет не только обеспечить вывоз всего прогнозируемого объема грузов с эффективным использованием пропускной способности, но и добиться снижения затрат на перевозку каждой тонны груза, уменьшить транспортную составляющую в конечной цене продукции.

…чтобы больше грузить!

Своевременные решения по развитию инфраструктуры и технологий грузоперевозок положительно сказываются на объемах погрузки: по итогам года она ожидается на СвЖД на уровне 139,5 млн тонн с ростом на 1%. На высоком уровне удалось сохранить погрузку углеводородов — 42,7 млн тонн. Это хороший показатель, учитывая естественное истощение месторождений ПАО «НОВАТЭК» и временную остановку освоения новых в связи с приоритетным финансированием проекта «Ямал-СПГ». Положительную динамику демонстрирует вторая по объемам номенклатура — строительные грузы: в 2017 году их перевозку удалось нарастить на 3% — до 20,4 млн тонн. Погрузка удобрений выросла на 9% (+1,2 млн тонн). Стабильный рост показывает погрузка промышленного сырья, «подросли» железная руда и черные металлы.

…чтобы больше возить!

Важно, что СвЖД постоянно повышает уровень надежности доставки грузов — этот показатель по итогам года вырастет до 99,7% (+0,1 процентных пункта к прошлому году).

Для упрощения доступа к услугам железнодорожного транспорта на СвЖД открылся Центр продажи грузовых услуг ОАО «РЖД» с фронт-офисами в Екатеринбурге, Перми и Нижнем Тагиле. Центр работает по принципу «одного окна» и объединяет все ресурсы транспортно-логистических подразделений холдинга.

Предложение клиентам привлекательных транспортных продуктов и схем доставки грузов, наряду с применением мер гибкой тарифной политики, позволили Свердловской магистрали в 2017 году привлечь с других видов транспорта дополнительно почти 5 млн тонн грузов. В частности, реальной альтернативой автоперевозкам стала ускоренная доставка продукции в контейнерных поездах. СвЖД разрабатывает для таких поездов специализированное расписание, сокращает время в пути, минимизирует сроки погрузочно-разгрузочных операций на конечных станциях. Так, с октября ускоренный контейнерный поезд еженедельно курсирует по маршруту Москва — Екатеринбург. Каждый такой поезд привлекает на железную дорогу не менее 40 контейнеров. Новые маршруты в текущем году организованы еще на шести направлениях.

Необходимо отметить и в целом увеличение в 2017 году количества поездов, которые курсируют по согласованному с клиентом расписанию. В настоящее время на постоянной основе осуществляется графиковая перевозка грузов по 29 направлениям. Данная технология позволяет предприятиям повышать экономическую эффективность, точно планировать и рационально использовать ресурсы, а также способствует высвобождению мощностей железнодорожной инфраструктуры.

Устойчивым спросом пользуется услуга «Грузовой экспресс», которая предполагает возможность объединения на опорной станции групп вагонов нескольких грузоотправителей в один маршрутный поезд с дальнейшим проследованием по расписанию. На представителей малого и среднего бизнеса, а также физических лиц ориентирован сервис «РЖД-Экспресс» по доставке грузов от 20 кг в любую точку России, СНГ и стран дальнего зарубежья.

Наряду с ускорением доставки и формированием для грузовладельца услуг комплексной логистики (включая сервисы «первой» и «последней мили») важнейшей задачей СвЖД является реализация транспортно-логистических проектов. В частности, в 2018 году планируется начать строительство грузового двора на станции Гипсовая у выезда на Серовский тракт и ЕКАД в Екатеринбурге. Второй проект, который обсуждается сейчас с партнерами и правительством Свердловской области, это строительство крупного терминально-логистического центра в районе станции Седельниково. Создание транспортно-логистического кластера и соответствующей инфраструктуры (в том числе железнодорожной) позволит региону сконцентрировать важнейшие грузопотоки, увеличить доходы от предоставления логистических сервисов и экспорта услуг.

На высоких скоростях

В сфере пассажирских перевозок магистраль стремится обеспечить людям комфорт и безопасность. Здесь СвЖД инвестирует в повышение качества обслуживания, в новые технологии, развитие мультимодальных услуг и скоростного движения. В этом году будет перевезено 30,7 млн пассажиров, из них почти 23 млн человек — пригородными поездами. В скоростном сообщении (на маршрутах, где курсируют «Ласточки») пассажиропоток вырос в 2,5 раза.

— Обновление инфраструктуры на направлении Екатеринбург — Нижний Тагил позволило на отдельных участках развивать скорость до 140 км/час. В итоге комфортабельный подвижной состав, сокращение времени в пути и оптимальная стоимость проезда помогли привлечь пассажиров и с личного, и с общественного транспорта. В октябре мы поздравили двухмиллионного пассажира «Ласточки», — делится достижениями Алексей Миронов. — В рамках дальнейшего развития пригородного комплекса в Свердловской области обсуждаем с регионом строительство по пути курсирования «Ласточек» высоких платформ, чтобы сделать посадку-высадку более удобной для пассажиров. В этом году начата модернизация остановочного пункта Первомайская в Екатеринбурге, где высокая платформа появится уже к лету.

В 2018 году дорога планирует получить дополнительный состав ЭС2Г «Ласточка». Это позволит проводить техническое обслуживание скоростных электропоездов, не заменяя их на время работ обычными, а также продлить существующие маршруты «Ласточек» до Кушвы (через Нижний Тагил) и Шали (через Первоуральск, Кузино). На Нижнетагильском направлении в периоды пикового спроса можно будет пускать сдвоенные поезда, а на участке Екатеринбург-Пассажирский — Аэропорт Кольцово организовать перевозку «Ласточками» гостей Чемпионата мира по футболу.

Обновляется подвижной состав и в дальнем сообщении. К началу летнего сезона на Свердловскую магистраль поступило 17 современных плацкартных вагонов с кондиционерами, биотуалетами, дополнительными электрическими и USB-розетками для зарядки мобильных устройств.

У СвЖД своя работа и к Чемпионату мира по футболу, готовится железнодорожная инфраструктура: вокзальный комплекс Екатеринбурга реконструируется с учетом требований транспортной безопасности, формируются необходимые элементы доступной среды для маломобильных граждан.

В этом году завершена реконструкция Свердловской детской железной дороги, которую СвЖД вела совместно с регионом. Теперь на малой магистрали есть и новое локомотивное депо, и обновленное путевое хозяйство, и современный вокзал. Она единственная в стране работает круглогодично.

Влияние Свердловской дороги на социально экономическое развитие территорий значимо во всех сферах: и в реализации масштабных проектов, и в пополнении бюджетов налогами, и в размещении заказов на местных заводах. В Свердловской области сформировался целый машиностроительный кластер, где выпускаются современные магистральные электровозы «Синара», «Гранит» и скоростные электропоезда «Ласточка».

— Магистраль является крупнейшим потребителем продукции предприятий транспортного машиностроения и металлургии Уральского региона, — отмечает Алексей Миронов. — В этом году для нужд ОАО «РЖД» у промышленных предприятий Свердловской, Тюменской областей и Пермского края будет закуплена продукция (включая подвижной состав) на 43,7 млрд рублей. По итогам года СвЖД (с филиалами ОАО «РЖД» на полигоне дороги), по прогнозным данным, перечислит в бюджеты всех уровней и государственные социальные фонды 20,8 млрд рублей.

Эксперт-Урал