Главное - содействовать развитию сотрудничества
Российско-финляндская граница несмотря на происшедшее 1 мая прошлого года расширение Евросоюза, и сегодня остается участком границы нашего государства на Северо-Западе, по которому идет самый оживленный обмен внешнеторговыми товарами между Россией и зарубежными странами. Справедливость этого утверждения подтверждают и результаты международной торговли в 2004 году.
Рассказать о том, как осуществляется работа на этом направлении, как строятся взаимоотношения сотрудников таможенных ведомств двух стран, редакции согласился заместитель руководителя Представительства ФТС России в Финляндии Александр СЕНЬ.
-Александр Михайлович, видимо, нахождение на территории сопредельного государства на постоянной основе сотрудников российского таможенного ведомства - не дань моде, а необходимость, обусловленная сложившейся ситуацией. Расскажите, пожалуйста, в чем заключается основная цель вашего нахождения в Финляндии, решение каких задач и вопросов возложено на Представительство, кстати, какова его численность?
- Институт таможенных представителей существует не первый год и
структуры, подобные нашей, имеются
еще в ряде стран ближнего и дальнего
зарубежья. В нашем Представительстве
два сотрудника - руководитель Валерий
Валентинович Евсютин и ваш покорный
слуга. Что касается нашей работы, то
коротко ее задачу можно определить так
- содействие развитию двустороннего со
трудничества в области таможенного дела
между Россией и Финляндией.
Каких сторон деятельности таможенных ведомств приходится касаться?
- Да практически всех. Представительство на регулярной основе оказывает методологическую, консультационную
и практическую помощь посольствам,
торгпредствам и другим российским
загранучреждениям, работающим в
Финляндии и Скандинавских странах. В
поле нашего зрения постоянно находятся
вопросы модернизации погранично-таможенной инфраструктуры, внедрения
новых информационных технологий при
таможенном оформлении внешнеторговых грузов, организации совместных
действий по борьбе с таможенным право
нарушениям, осуществляем информационно-консультационное обслуживание
иностранных партнеров, прежде всего в области правоприменения действующего российского таможенного законодательства.
- Видимо, относительно консультирования прошлый год был
плодотворным?
- Напряженным. Действительно, вступление в России в
действие нового Таможенного
кодекса вызвало неподдельный
интерес у финнов, как у наших
коллег, так и у бизнеса. В прошлом году не было ни месяца,
чтобы мы не организовали для
финских деловых кругов семи
нар, круглый стол , конференцию по вопросам применения
нового российского таможенного
закона. Количество мероприятий
перевалило за 20, с российской
стороны в них участвовали ведущие специалисты ГТК России,
ныне ФТС, и СЗТУ.
Считаю, что здесь со своей задачей Представительство в целом справилось. Нам удалось донести до финских коллег и предпринимателей преимущества нового таможенного закона, наглядно показать, что его применение принесет ощутимую выгоду развитию экономического сотрудничества между нашими странами. Кстати, так и произошло. Не погрешу против истины, если скажу, что доля нашего труда есть в том, что, по оценкам официальных представителей таможенной службы Финляндии, наш новый кодекс является одним из наиболее совершенных правовых актов в области таможенного дела в мире. Кстати, финские коллеги принимали активное участие в его разработке в качестве экспертов ЕС.
- Что же новый Таможенный кодекс дал
;|финскому бизнесу?
- Прежде всего произошло реальное
упрощение и ускорение прохождения таможенных формальностей при оформлении
грузов на российских пунктах пропуска и
в таможнях. Именно на финнов и бизнес
из скандинавских стран ориентирован
реализуемый на Северо-Западе международный проект Зеленый коридор .
Начало было положено в декабре 2002
года, когда руководители таможенных
ведомств России, Финляндии и Швеции
подписали трехсторонний Протокол о
принципах реализации проекта. Его цель
и состояла именно в создании благо
приятных условий для законопослушных
участников ВЭД, осуществляющих перемещение товаров в рамках взаимной торговли между тремя странами. Работа по Зеленому коридору началась именно после того, как его одобрили предприниматели, увидевшие реальную пользу и выгоду от участия в нем.
Дело в том, что таможенные структуры трех стран не просто продекларировали, а гарантировали, подчеркну это, добросовестному бизнесу существенное ускорение и упрощение таможенных процедур в пунктах пропуска на российско-финляндской границе и в таможнях назначения. Первоначально работа по проекту началась в 2003 году, а 1 июня прошлого года его запустили в промышленную эксплуатацию .
- Как обстоят дела по Зеленому коридору ,
имеет ли он перспективу и будущее?
- Уверен, что у него еще все впереди.
Напомню, что на первом этапе финская
сторона заявила 8 фирм, готовых стать
участниками эксперимента. На сегодня
на постоянной основе в проекте участвуют
две финские фирмы: Валио (продукты
питания, прежде всего кисло молочные)
и Хансапринт (печатная продукция - в
первую очередь периодика). За прошлый
год были решены вопросы информационно-технического, административного и
нормативно-правового характера.
Сейчас в рамках проекта на участвующих в нем 3 автомобильных пунктах пропуска на российско-финляндской границе (Торфяновка, Брусничное, Светогорск) в месяц оформляется 60-90 грузовиков.
- Нужно сказать, что, по сравнению с
общим объемом грузовых автомобильных
перевозок между Россией и Финляндией, это
ие очень-то много,
- Это лишь начало. В целом участники
положительно оценивают ситуацию по
Зеленому коридору . Правда, в начале
из-за сырости программного обеспечения, большинство финских фирм, первоначально изъявивших желание участвовать
в проекте, заняло выжидательную позицию. За три месяца промышленной
реализации проекта специалисты привели программный продукт в соответствие
с техническими условиями. Финская
сторона создает специализированный
информационно-технический центр по
обслуживанию проекта. Подобной структуры в структуре таможенной службы
Финляндии не было, это существенно
тормозило развитие проекта.
- Как обстоят дела с потенциальными участниками?
- Перечень финских фирм, желающих
принять участие в Зеленом коридоре ,
постоянно расширяется. По информации
таможенной службы Финляндии, о своем
интересе к проекту заявило еще около 60
финских фирм, 6 из которых, в соответствии с ранее согласованным графиком,
планируется подключить к Зеленому коридору уже в ближайшее время. Прием
заявок на участие продолжается.
- Предполагается ли увеличить число пунктов пропуска на границе, задействованных в
проекте?
- Такие планы есть. Напомню, изначально в проекте участвовал только
МАПП Торфяновка, вскоре планируется
распространить эту технологию на все
международные автомобильные пункты
пропуска на российско-финляндской
границе, рассматривается и подключение к проекту Балтийской таможни, что
означает перенос технологии и на море.
Предполагается, что уже в 2005 году
удастся увеличить объемы поставок то
варов по Зеленому коридору в десятки
раз. Полученные в ходе реализации проекта наработки планируется использовать
при намеченном российской таможенной
службой на этот год широком внедрении
системы электронного декларирования
товаров. Ожидается, что со временем
Зеленый коридор приобретет статус
проекта между Россией и ЕС.
- Как утверждают специалисты, на российско-финляндском участке достаточно
часто происходят нарушения таможенного
законодательства со стороны участников ВЗД
Сотрудничают ли таможенные службы обеих
стран в борьбе с этими фактами?
- Безусловно, могу даже сказать, что
российско-финляндское сотрудничество
в области противодействия правонарушениям в таможенной сфере развивается динамично и эффективно. Основной
формой взаимодействия, неизменно дающей положительный эффект, является проведение специальных международных таможенных операций. В качестве примера приведу двусторонние операции Карелия (выявление и пресечение каналов незаконной поставки в Россию товаров группы риска) и Тюнинг (выявление занижения таможенной стоимости автомобилей, ввозимых в Россию после тюнинговой доработки в Финляндии). Также, в рамках межведомственного сотрудничества ведется успешная работа по борьбе с контрабандой наркотиков, спирта и сигарет из России в Финляндию, с нарушениями таможенного законодательства на канале грузовых автоперевозок, недостоверным декларированием при железнодорожных грузоперевозках. Финские коллеги оказывают нам помощь не только при проведении совместных действий, но и в ходе внутрироссийских операций ( Просека ).
Отмечу, что в этой сфере мы взаимодействуем не только с финскими коллегами. Так, в проведенной в последнее время операции Си Фуд-1 и 2 по пресечению контрабанды морепродуктов кроме нас участвовали таможенники из Норвегии, в операции Трезубец по борьбе с недостоверным декларированием были задействованы шведские коллеги. В операции по пресечению нарушений на канале морских контейнерных перевоз-ок Аврора - 1 и 2 участвовали Россия, Финляндия, Эстония, Германия, Швеция, Латвия.
- Таким образом, приграничное таможеиное сотрудничество таможенных служб
налажено?
- Оно успешно развивается. Этому вопросу Представительство уделяет большое
внимание. Тем более что действует Соглашение между правительствами России и
Финляндии о сотрудничестве и взаимной
помощи в таможенных делах, а также
имеются договоренности, заключенные в
развитие этого документа. Так, при участии Представительства были проведены
две встречи руководителей таможенных
служб России и Финляндии, в ходе которых рассматривалось текущее состояние
таможенного сотрудничества и определялись стратегические направления его
развития на будущее. Одним из наиболее
значимых результатов данной работы стало одобрение руководством ФТС России
и ГТУ Финляндии предложения Представительства о налаживании регионального
сотрудничества между ЦТУ ФТС России и
ЮТО Финляндии.
Отмечу, что в СЗТУ давно налажено и успешно развивается взаимодействие с коллегами в Северном, Восточном и Южном таможенных округах Финляндии. Представительство на постоянной основе осуществляет координацию этой работы. Совместно с СЗТУ мы участвовали в разработке Программы приграничного российско-финляндского таможенного сотрудничества на 2004-2005 годы. В рамках ее реализации проведен комплекс мероприятий по налаживанию практического взаимодействия сухопутных и морских таможен Северо-Западного региона России, Южного и Восточного таможенных округов Финляндии. Кроме того, продолжается практика проведения регулярных встреч руководителей приграничных таможенных органов России и Финляндии. В 2003 году возобновили практику проведения регулярных встреч начальников пограничных таможен и таможенных постов России и Финляндии. Первая после длительного перерыва прошла в Куусамо (Финляндия). На ней обсуждались актуальные вопросы взаимодействия на госгранице, оптимизации таможенных процедур, применения таможенного законодательства. На прошлогодней встрече в Выборге (Россия) состоялся обмен мнениями о практике оформления леса и лесоматериалов, перемещаемых между Россией и Финляндией.
- Судя по всему, не менее напряженная работа ожидает сотрудников Представительства
и в этом году?
- Действительно, придется потрудиться. Характеризуя прошлый год, приведу
несколько цифр: сотрудники Представительства, по согласованию с руководством
ФТС России, осуществили 44 командировки общим сроком 137 дней, организовали
прием в Финляндии и Норвегии 27 делегаций ФТС России и СЗТУ.
- На чем сосредоточите работу в 2005
году?
- На проведении мероприятий, направленных на укрепление положительного
имиджа российской таможенной службы,
с использованием контактов с финскими
СМИ, деловыми кругами, государственными структурами, включая финскую таможенную службу. Продолжим регулярный
мониторинг финского таможенного законодательства и подготовку на его основе
аналитических материалов по отдельным
направлениям развития таможенного дела
в Финляндии. Предстоит подготовить материалы о финском опыте, включая опыт
Евросоюза в целом, в вопросах таможенного контроля и оформления товаров и
физических лиц, взимания таможенных
платежей, организации правоохранительной деятельности. Не останется без
внимания ситуация на пунктах пропуска
на российско-финляндской границе, будем содействовать реализуемым здесь
проектам, направленным на упрощение
и ускорение прохождения таможенных
формальностей. Короче, будем содействовать поступательному развитию
российско-финляндского сотрудничества
в области таможенного дела. Все направления работы трудно перечислить.
Беседовал Александр АЛЕКС
"Виртуальная таможня" по материалам журнала "Таможня" 4 от 22/02/05