Жителям Брянской области вышла боком «белорусская» растаможка иномарок
Несколько жителей Брянской области оказались в очень трудном положении, так как до сих пор вынуждены расплачиваться за так называемую «белорусскую» растаможку автомобилей.
Такой вид оформления автомобилей процветал на рубеже веков. После того как законодательную лазейку перекрыли, Брянская таможня потребовала от перегонщиков автомобилей полтора миллиона долларов. Хуже всех поначалу было господину Гоголю: с него потребовали 4245957 рублей, что было в 2003 году невообразимой суммой. Но позже у него появились собраться по несчастью. Жителю Брянска суд насчитал 7,5 миллиона рублей.
В 1999 году правительство принялось закрывать таможенные лазейки для перегонщиков автомобилей зарубежного производства. Заткнули дыры, в которые лезли чернобыльские льготники, Герои, наконец осталась одна: машины, которые ввезены в Белоруссию и растаможены там по невысокой цене. За пятьсот долларов тогда можно было оформить приличный «Пассат» или «Ауди». Таможенный союз между Россией и Белоруссией позволял переправлять эти машины из Минска в другие города и кататься по российским дорогам беспрепятственно. Потом объявили, что иномарки, пригнанные из Белоруссии, нужно «дотамаживать», если они отправляются в Россию. Однако канал, как оказалось, полностью не перекрыли. Российская таможня не получила возможность полностью контролировать ввоз автомобилей, потому что паспорта технических средств – ПТС – по–прежнему выдавали в ГИБДД. Только 16 июня 1999 года правительство выпустило распоряжение 942, где сказано, что отныне их будет выписывать таможня.
Но случился странный сбой в госмашине. Гаишники, выдавали паспорта до 6 июля, несмотря на правительственный запрет, подписанный Сергеем Степашиным. Как случилось, что министр внутренних дел не ведал о том, что распоряжение 942 вступило в силу со дня подписания и почему коллегу не предупредил председатель ГТК, остается загадкой. Получалось, что перегонщики иномарок были гораздо лучше министров осведомлены о предстоящем закрытии лазейки, потому что ринулись в нее целой колонной. За три нелегальные недели через Брянск ввезли несколько сотен автомобилей из Белоруссии, большинство их которых затем растворились в столице. Таможенники предупредили гаишников о правительственном запрете, но те до 6 июля упоенно выписывали пэтээски, ссылаясь на то, что в глаза не видели никакого распоряжения.
Перед таможней встала задача взыскать пошлины за ввезенный после 16 июня транспорт.
– Мы обратились в ГАИ с просьбой предоставить нам списки граждан, на которых оформлялись машины, – рассказал тогда старший инспектор правового отдела Брянской таможни Николай Андрияшин, – но лишь при поддержке прокуратуры удалось добыть их. Наконец в ноябре нам привезли дискету. Это были голые списки, по которым невозможно было точно рассчитать размер пошлин. Гаишники ссылались на то, что они не обязаны предоставлять полную информацию по гражданским делам.
Но пахло тут уже делами уголовными. Они стали всплывать позже. В мае 2003 года таможня разослала владельцам 450 иномарок уведомления о том, что они должны за ввезенные три года назад «мерсы» и «фольксвагены» заплатить государству в приблизительно полтора миллиона долларов. Иначе – суд. Для профессиональных гонщиков возвращение к давней истории стало настоящим потрясением. Чтобы уберечься от расправы, они принялись разводиться с супругами, оставаясь голыми соколами, с которых взять нечего. Но попали под колпак и случайные люди. Пенсионера Александра Островского угораздило пригнать из Минска десятилетний «Пассат» именно в июне. Инвалид-ликвидатор порадовался недолго. Таможня предъявила ему иск.
– С того времени состоялось уже тринадцать заседаний. То в районном суде разбирали мое дело, то в областном. Вымучился я, уже ничему не рад. Поймите, я же никого не вынуждал выписывать мне ПТС. Мне его выдало государственное ведомство, – жаловался Островский, подорвавший ради государства здоровье в чернобыльской зоне, но вознагражденный за это судебной тяжбой.
Таможенники утверждали, что выдвигают законные требования, хотя и запоздалые. Однако из 322 исков суды удовлетворили далеко не все – только треть исков удовлетворялась? В некоторых случаях выяснялось, что граждане, на которых оформляли иномарки, даже не ведали об этом, другие же просто отказывались от своих подписей на регистрационных документах.
В одном из районов «новый русский» собрал алкашей и попросил у них паспорта на два дня. Угостил водкой, уехал, через два дня вернул документы. А через три года люмпенам сообщили из таможни, что на них числятся джипы, за которые нужно заплатить пошлину. Люмпены гурьбой отправились в прокуратуру. В Почепском районе на потерянный паспорт бедной учительницы оформили две совершенно новые машины. Темна история и с Гоголем, которому, как он утверждал, «органы» запретили беседовать на эту тему. Сотрудники службы безопасности выясняли, кто действительно ввез 32 иномарки, оформленные на Гоголя – он сам или другие люди. И кому платить 4 миллиона 245 тысяч? И кто из милиционеров выдал регистрационные документы? И сличил ли тот гаишник профиль настоящего Гоголя с гражданином, которому вручал ПТС?
Уже тогда было ясно, что все эти миллионы государство не получит: я не я и подпись не моя. Хотя, например, гражданину Чернобровкину суд велел заплатить 529 тысяч рублей, а у одного из жителей Брянска приставы даже описали имущество – на половину суммы иска. Некоторые решения суды вынуждены выносить заочно, потому что не ведали, где искать теперь транзитных пассажиров, промелькнувших в Брянске летом 1999 года.
Один из бывших перегонщиков пожаловался «Брянским новостям», что платит из начисленных миллионов в казну до сих пор. По шесть тысяч в месяц – из пенсии. Вернее, эти деньги снимают автоматически. О своем прошлом бизнесе он вспоминает с тоской и ненавистью.