20.10.08

«Железный поток» пойдет через Ригу

Это знаковое событие. Как рассказывает Евгений Слобин, член совета директоров компании RTL Euro (латвийского подразделения компании «Российские транспортные линии»), это первый, тестовый, рейс. Если он будет удачным, то в год через Ригу в Россию будет переправляться до 30 тысяч автомобилей, или одно судно еженедельно.

Впервые в истории на разгрузку в Рижском порту встало судно с автомобилями с завода-производителя

Вильям ле Клер, Евгений Слобин и Андрей Науменко (справа налево) - представители звеньев логистической цепочки, призванной соединить французский Мюлуз, Ригу и российский автомобильный рынок.

Эти машины скоро отправятся в Россию.

Начало пути

...Огромное четырехпалубное судно под флагом Панамы вмещает до 2,5 тысячи легковушек. Везут не дрова, поэтому здесь на каждом шагу висят плакаты, напоминающие: двери открывать осторожно, носить одежду без металлических пуговиц и пряжек, чтобы не поцарапать машину.

Процесс разгрузки по своей слаженности напоминает работу технической поддержки «Формулы-1» в питстопе. Двенадцать водителей отгоняют машины на площадку и возвращаются обратно на двух микроавтобусах.

- Мы рассчитали, что в час будет выгружаться 90 машин, но уже первый час показал, что стивидоры способны и на все 120, - говорит Андрей Науменко, член совета фирмы RIX Shipping, обеспечивающей судоход корабля на причалы терминала. - Если учесть, что надо выгрузить 798 автомобилей, то часов за 7- 8 должны справиться.

Разгрузка началась ровно в восемь утра на фоне декораций типичной прибалтийской осени под аккомпанемент неприветливого дождя. Кажется, что новенькие «пежо», появляясь в проеме, ведущем из недр трюмов, замирают в нерешительности, поеживаясь от порывов ветра. Наверное, во французском Мюлузе, откуда они родом, погода была другой.

Для них это только начало пути. Миновав порты Зебрюгге и Риги, они отправятся на бескрайние просторы российского рынка.

Рига - правильное место

Как рассказывает Евгений Слобин, в советские годы латвийская столица была главным центром по отправке на экспорт автомобилей Lada. Правда, тогда эксплуатировались не только специальные суда с откидной аппарелью, «лады», случалось, грузили и в банановозы. Пришло время вернуть Риге былую славу, но уже на новом уровне.

До сих пор вся продукция западного, да и части восточного автопрома попадала на территорию России через Финляндию, имеющую для этого мощную инфраструктуру, склады, терминалы.

Однако «логистика - от слова «логика», напоминает Евгений, а маршрут через Финляндию не самый короткий, к тому же он не справляется с выросшим «железным потоком» машин, импортируемых в Россию и страны СНГ.

С этой проблемой столкнулась и компания GEFCO - номер один в Европе по организации транспортировки автомобилей, дочернее предприятие концерна PSA (PeugeotCitroen). Компании RTL Euro пришлось приложить очень много усилий, чтобы доказать французам, что Рижский порт - это правильное место.

Прибытию первого судна предшествовал год кропотливой работы. Группа компаний RTL первой в России организовала прием морских паромов, доставляющих автомобили, а это означает, что у нее богатый опыт. Объем перегружаемых через терминалы компании автомобилей в этом году составит не менее 240 тысяч.

Через RTL дорогу в Россию, минуя Финляндию, проторили автомобили Nissan, Toyota, Ford, Honda и Renault. Главный козырь латвийской RTL Euro - после того как груз оказывается на латвийском берегу, она, имея прочные тылы на востоке, предоставляет клиентам полный комплекс услуг - от дверей до дверей.

А еще Рига находится в едином таможенном пространстве ЕС, в Латвии - единая с Россией ширина железнодорожной колеи, а часть автомобилей планируется везти в Россию с помощью Латвийской железной дороги - общая граница. Порты Прибалтики славятся качественным сервисом и быстротой обслуживания грузов.

Большие перспективы

Вильям ле Клер надеется, что это только начало сотрудничества. GEFCO перевозит не только машины PSA, но имеет договор и с General Motors (Ford и Opel).

Возможно, через Ригу машины пойдут не только в Москву, но и в другие регионы России, в Казахстан, Китай. В 2010 году будет сдан завод PSA в Калуге. Значит, каждую неделю туда придется доставлять более сотни контейнеров комплектующих. Возможен и экспорт произведенных там машин.

Как говорит Евгений Слобин, приятно, что важность прихода в Ригу игрока такой весовой категории, как GEFCO, понимают как в Рижском свободном порту, так и в Latvijas dzelzceпр.

- В ходе переговоров перед нами были открыты все двери, - говорит он.

Андрей Науменко добавляет, что правление порта рассматривает возможность снизить для судов, перевозящих грузы GEFCO, стоимость судозахода. Для его работы созданы все условия: на отведенной под нужды компании портовой площадке можно разместить до 3000 автомобилей, здесь же можно формировать полносоставные поезда.

Как быть с последствиями глобального кризиса, который докатился и до России? Есть ли уверенность, что спрос на импортные автомобили будет, тем более что в этой стране появляется все больше заводов, выпускающих модели известных производителей?

Да, финансовый кризис может сказаться на доступности кредитов и автолизинга, уверен Евгений Слобин. Но они находились в начальной стадии развития, и то это не сильно повлияет на российский рынок. По прогнозам экспертов, к 2015 году его емкость возрастет до трех миллионов единиц в год.

Вильям ле Клер вспоминает, что семь лет тому назад, когда он открывал представительство GEFCO в Турции, инфляция там была 90- 100%, продажи автомобилей упали на 50%. Однако сейчас это один из самых бурно растущих рынков. Тому, кто планирует долгосрочное развитие, не стоит паниковать при виде преходящих трудностей.

Приход на наше транзитное пространство таких игроков, как GEFCO, трудно переоценить: он способен дать стимул его долгосрочному развитию.

Информационный портал Даугавпилса; 20.10.08