07.07.08

Железнодорожный транзит сыграл в "монополию"

Президент "Российских железных дорог" Владимир Якунин ввел монополию на оформление транзита. В итоге цены выросли на 200%. За полтора года работы аффилированной с ОАО "Российские железные дороги" компании цены на оформление железнодорожных транзитных грузов увеличились в 3 раза.

Речь идет об ООО "Таможенно-брокерский центр", которое сейчас является монополистом на рынке оформления железнодорожных транзитных грузов. Объем этого рынка на Северо–Западе составляет около $150 млн в месяц. Петербург является основным центром перевалки грузов. По данным участников рынка, с 2007 года стоимость оформления грузов на железной дороге выросла на 200%. Речь идет о грузах внешнего и внутреннего транзита, ответственность за которые несет перевозчик - ОАО "Российские железные дороги".

Ранее на этом рынке работали четыре подрядчика - ООО "Далк", ЗАО "Желдорброкер", ЗАО "ОкТрансВнешТерминал" и ООО "Ростек–ДВ–Сервис". Но в 2007 году был проведен конкурс, по итогам которого единым брокером стало ООО "Таможенно–брокерский центр" (ТБЦ).

При этом остальные игроки оказались не у дел, а средства за оформление транзитных грузов на 59 постах пропуска потекли в руки ТБЦ. За 5 месяцев 2008 г. Октябрьской железной дорогой было погружено свыше 46,5 млн т грузов. В основном это строительные грузы, железная руда, лес и др. По данным участников рынка, 40% из этих грузов транзитные.

ТБЦ в 2006 году исключался из Реестра таможенных брокеров с формулировкой "…из–за отсутствия в штате двух специалистов по таможенному оформлению". Но накануне проведения конкурса среди его учредителей появилась структура, подконтрольная РЖД. И победа ТБЦ в конкурсе уже не вызывала сомнений. Тогда брокеры обращались в Федеральную антимонопольную службу, чтобы предотвратить монополизацию рынка.

Как заявил на условиях анонимности представитель компании, занимающейся перевозкой грузов в РФ, бороться с этим не удастся: "Одна монополия породила другую. И говорить нужно в целом о монополии на железной дороге, которая рождает и рост цен, и злоупотребления".

По словам управляющего группы компаний "ХОРС" Руслана Кисса, дискриминация на железной дороге существовала и раньше. В 2006 году его компания выиграла арбитражное дело против Октябрьской железной дороги по факту "препятствий в деятельности по таможенному оформлению товаров". Руслан Кисс отметил, что за полтора года работы в качестве единого брокера структура ТБЦ почти не изменилась. "В лучшем случае они работают с помощью субподряда, в худшем - используют физических лиц", - заявил он. В отличие от частных брокерских компаний ТБЦ рассчитывает стоимость услуг исходя из количества вагонов. В ТБЦ комментировать эти обвинения отказались, так же как и озвучить тарифы на свои услуги. РЖД также отказались от разговора о тарифах. В РЖД сообщили, что повышение цен на услуги происходит по экономическим причинам. Также добавили, что некоторые участники рынка действительно обращались в арбитраж и антимонопольную службу по вопросу единого брокера на дороге, но обе структуры признали действия РЖД правомочными. Соглашение с ТБЦ было продлено до конца 2008 года. Единый брокер, как отметили на дороге, облегчает РЖД работу по контролю и управлению выбранной таможенной организацией, "существенно экономит время и средства компании".

По словам менеджера по внешне-экономическим отношениям ООО "ЭНТРОРОС" Алексея Лебедева, рост цен и трудности с таможенной очисткой грузов, следующих по железной дороге, приводят к резкому скачку стоимости конечного продукта для потребителя.

dp.ru; 07.07.08