Железнодорожные грузоперевозки: как спастись от штрафов и претензионной работы
По прогнозу аналитиков объем железнодорожных грузоперевозок к концу 2022 года увеличится на 2,7% в сравнении с 2021 годом, и составит 1,3 миллиарда тонн. При этом компании, транспортирующие грузы с помощью железных дорог, постоянно сталкиваются со штрафами за задержку или простой вагонов, которые происходят не по их вине. Как сократить выплаты с помощью IT-решения для отслеживания грузов, рассказывает коммерческий директор Trucker Анатолий Зверев.
Хочу перевезти грузы по железной дороге. Как это работает?
Обычно компании, которые перевозят товар по железной дороге, арендуют вагоны. Это выгоднее, чем иметь собственный подвижной состав: стоимость аренды варьируется от 1500 до 3000 рублей в день в зависимости от типа транспорта. При этом цены на вагон начинаются от в 1 700 000 рублей.
Компания заключает три договора:
- с оператором — так на профессиональном сленге называются владельцы вагонов;
- с клиентом, которому она должна доставить груз;
- с ОАО «РЖД» за возможность пользоваться их путями. «Российские железные дороги» являются монополистами, и пути общего пользования принадлежит им. Существует еще такое понятие, как «пути необщего пользования» — это собственные пути предприятия, которые локализуются во внутреннем дворе компании. Обычно их протяженность составляет не более 5-7 километров. Грузоотправитель платит тариф железной дороге за перемещение вагонов из точки А в точку Б. После того, как вагон приходит к получателю груза, РЖД считается выполнившей свои обязательства.
У РЖД существует собственное программное обеспечение, которое позволяет отслеживать местонахождение вагонов и их состояние — АС «ЭТРАН». Однако даже платная версия этой программы не позволяет видеть вагоны после того, как они достигают станции, где локализуется грузополучатель.
Почему компании платят штрафы?
Из-за того, что часть операций ― разгрузка вагона, его возврат с путей грузополучателя на станцию, а затем и в распоряжение собственника ― неподконтрольны, компании-грузоотправителю тяжело доказать, что ее вины в задержке вагонов нет. Операторы вагонов и «Российские железные дороги» выставляют штрафы за простой и за просрочку по срокам использования вагонов. Согласно действующему законодательству, срок претензионных работ составляет три года, поэтому компания может получить штраф за простой вагонов, который был ещё в 2020 году.
Чаще всего простои происходят на стороне грузополучателя, но компании-грузоотправители никак не могут подтвердить это документально. Последнее, что видит владелец груза в «ЭТРАНЕ» — прибытие вагона на станцию и статус о том, что он раскредитован. Дальнейшие действия могут отслеживать только операторы вагонов, но далеко не все из них готовы добровольно делиться данными.
Поэтому грузоотправители вынуждены запрашивать информацию по каждому штрафу у «Российских железных дорог», однако те не всегда отвечают на запросы. Из-за этого компании платят серьезные штрафы без возможности их оспорить.
Как компания может решить проблему?
«Национальная нерудная компания» — один из таких грузоотправителей, который раз за разом был вынужден платить деньги из-за чужих ошибок. В какой-то момент руководство предприятия задумалось о том, чтобы оптимизировать процесс работы. Так появилась информационная система Rail Cargo.
IT-платформа консолидирует и агрегирует данные о вагоне во всех его состояниях. То есть представители предприятия, которое отправляет груз, могут видеть внутренний двор компании — это позволяет контролировать ход внутренних работ, а также то, что происходит с вагоном в любой момент времени. Система показывает статус погрузки, где конкретно находится вагон, нуждается ли он в ремонте, сколько времени ему необходимо для прибытия в точку назначения и т.д.
Если вагоны по какой-то причине задерживаются у грузополучателя, Rail Cargo отправляет уведомление компании-арендатору. Благодаря этому сотрудники имеют возможность вести претензионную работу с грузополучателем: например, договориться о том, чтобы компания, на чьей стороне возникли проблемы с разгрузкой, выплатила компенсацию, благодаря которой грузоотправители смогут выплатить штрафы операторам и РЖД.
Что ещё может Rail Cargo?
Система Rail Cargo позволяет формировать и вести учёт оперативных и бюджетных производственных планов. IT-решение подтягивает из CRM и учетных систем предприятия коммерческие заявки по интеграции. Благодаря этому компания может планировать ежедневную и ежемесячную отгрузку и контролировать работу.
Данные системы собираются, обрабатываются и выводятся в виде отчетов и дашбордов, где можно отслеживать состояние основных параметров предприятия:
- сколько вагонов находится во внутреннем дворе предприятия прямо сейчас;
- какие из них груженые, а какие — порожние,
- показатели простоя;
- прогноз по штрафу;
- процент выполнения запланированных работ.
Ещё одна из функций IT-платформы — ставки. Каждое предприятие имеет оперативный план на следующий месяц. Например, в январе компания должна погрузить 100 000 тонн, или 1450 вагонов. Логисты формируют запрос, где указывают список операторов, у которых компания запрашивает возможность предоставить подвижный состав.
Операторы получают запрос в IT-системе, указывают свои возможности и ставку, по которой они готовы работать. Стоимость вагона рассчитывается по следующей формуле: тариф за передвижение по РЖД + процентная ставка самого оператора. Это и будет сумма аренды вагона.
После того, как все операторы ответят, система формирует конкурентный лист, где компания может видеть ответы всех операторов, ранжированные от самого выгодного предложения к наименее привлекательному. После того, как грузоотправитель определится с операторами, они заключают договор.
Что в планах?
В будущем Rail Cargo планируют визуализировать данные с помощью «Яндекс.Карт», чтобы грузоотправитель мог прямо в картах проследить историю вагона, его местоположение, документы, связанные с ним и другую необходимую информацию.
Помимо этого компания работает над внедрением полноценного документооборота: ж\д накладных, документов запросов вагонов, и так далее. По оценкам представителей сервиса, после реализации этого функционала Rail Cargo сможет полностью заменить «ЭТРАН».
«Мы ― не конкуренты РЖД. «ЭТРАН» — это, прежде всего, внутренняя информационная система компании, которая необходима для оцифровки процессов. Они предоставляют грузоотправителям данные для использования этой системы, чтобы находиться с ними в одной информационной системе координат. А мы ― альтернативное решение для работы в сфере ж/д, которое позволяет бизнесу оптимизировать процессы», — говорит коммерческий директор Trucker Анатолий Зверев.