Железная дорога перетягивает грузы
Дмитрий Абдуллаев, директор екатеринбургского филиала АО «РЖД Логистика»
– В условиях кризиса перед всеми структурами холдинга «РЖД» стоит задача активизировать работу по привлечению грузов на железную дорогу. За счёт чего филиал вашей компании в Екатеринбурге намерен справиться с поставленной задачей? Как железнодорожникам победить в конкурентной борьбе с автоперевозчиками?
– Объём переключённых грузов с автомобильного транспорта на железнодорожный в Уральском регионе в 2015 году составит 1 млн тонн. В нашем регионе очень большой грузопоток сконцентрирован на коротких плечах – от 80 до 500 км. Переводя груз на рельсы, мы снижаем износ дорожного покрытия, которое страдает от большегрузного автотранспорта, и увеличиваем доход РЖД. При этом придерживаемся стратегии, при которой стоимость перевозки одной тонны груза по железной дороге не должна превышать стоимость автомобильной доставки.
– Какие крупнейшие клиенты компании вернулись на железную дорогу?
– Например, наша компания выполняет комплексное транспортно-логистическое обслуживание ОАО «Новотроицкий цементный завод», которое входит в холдинг United Cement Group. Это предприятие прежде вывозило сырьё с карьера автотранспортом, который не мог обеспечить требуемый для производства объём. Завод нёс дополнительные расходы, приобретая недостающий объём сырья у сторонних поставщиков. АО «РЖД Логистика» взяло под свою ответственность весь цикл поставки сырья на завод железнодорожным транспортом с Ириклинского известнякового месторождения. Разработанная и внедрённая специалистами нашего филиала технология предусматривает обслуживание железнодорожной инфраструктуры путей необщего пользования станции Новоорск Южно-Уральской дороги, которая примыкает к Ириклинскому месторождению. В комплекс услуг входят предоставление подвижного состава (думпкаров), формирование отправительских маршрутов, маневровые работы на подъездных путях внутри карьера арендованным локомотивом и вывод гружёных маршрутов на станцию отправления. Кроме того, АО «РЖД Логистика» обеспечивает движение гружёных и порожних вагонов строго по расписанию. Маршрут отправляется в фиксированное время и прибывает на станцию назначения в срок, минуя сортировочные станции. Такая схема позволяет предприятию эффективно планировать работу и распределять ресурсы при производстве готовой продукции. Планируемый объём перевозок в рамках проекта – до 600 тыс. тонн ежемесячно. Наша технология позволила оптимизировать поставки сырья за счёт высокой скорости движения и ритмичной работы всех участников перевозочного процесса, тем самым сокращаются издержки предприятия и железнодорожный транспорт в очередной раз доказывает свою конкурентоспособность перед автомобильным.
Ещё одним примером переключения грузов на железнодорожный транспорт является результат нашей совместной работы с правительством Челябинской области, руководством Южно-Уральской дороги и ТЦФТО ОАО «РЖД». Комплекс мер позволил привлекать ежемесячно около 30 тыс. тонн медного концентрата, поставляемого с Михеевского ГОКа на ЗАО «Карабашмедь» (оба предприятия входят в группу Русская медная компания). Михеевский ГОК не имеет собственных подъездных путей, поэтому продукция перевозилась большегрузными автомобилями на расстояние 430 км. Год назад транспортировкой концентрата занялось АО «РЖД Логистика». На станции Тамерлан была организована перевалочная площадка, которая оснащена с соблюдением всех логистических требований клиента. Дополнительно усилили твёрдое основание площадки, что исключает загрязнение груза посторонними примесями, установили железнодорожные весы, отремонтировали погрузочные пути, установили круглосуточную охрану и видеонаблюдение. Погрузка осуществляется фронтальным погрузчиком. Кроме того, АО «РЖД Логистика» взяло на себя организацию подготовки вагонов под погрузку, диспетчерский контроль за их оборотом на кольце, контроль учёта грузов. Начинали перевозку в марте текущего года с 10 тыс. тонн в месяц, сейчас грузим около 30 тыс. тонн ежемесячно.
– На что клиенты больше обращают внимание при выборе вида транспорта для отгрузки своей продукции?
– Для того чтобы комплексная стоимость услуг перевозки по железной дороге сравнялась с автомобильной, необходимо соблюдение нескольких параметров. Прежде всего необходимо обеспечить высокую скорость доставки, ритмичность отгрузки и сопоставимую стоимость перевозки. По данному направлению со стороны ОАО «РЖД» был предоставлен тарифный коридор – 12,8%. Перевалочная база и диспетчерский контроль за движением позволяют комбинату стабильно отправлять от 10 до 16 вагонов в сутки. Ритмичные поставки в адрес потребителя обеспечивают не только потребности комбината в сырьевой базе, но и позволяют сохранять покрытие дорог области.
Аналогично по данной технологии с участием Южно-Уральской дороги, первого заместителя руководителя магистрали Сергея Чернова, была проработана технология переключения на железнодорожный транспорт 70 тыс. тонн железной руды ежемесячно с Сосновского месторождения ООО «Бакальское рудоуправление» в адрес ОАО «Челябинский металлургический комбинат». Сейчас со станции Муслюмово на станцию Металлургическая отгрузка составляет уже 38 тыс. тонн в месяц.
– Планируется ли в ближайшее время запуск новых проектов по переключению грузопотоков на железнодорожный транспорт в регионе?
– Да, их несколько. Сейчас мы анализируем автомобильный поток на участке Полевской – Каменск-Уральский. На этом плече на автотранспорт грузится 40 тыс. тонн. Железная дорога здесь может стать конкурентом, и мы ставим такую задачу. В проработке – транспортно-логистическое обслуживание предприятий Трубно-металлургической компании. Сейчас мы в стадии переговоров с Челябинским ТПЗ.