24.08.06

Фуры штурмуют границу

В середине июля на нескольких контрольно-пропускных пунктах в Латвии на границе с Россией оказалось, что наплыв машин настолько велик, что службы не справляются с потоком поступающих на границу грузов. Автомобили вынуждены простаивать сутками. Аналитики считают, что очереди в конце года и в начале нового явление, в некоторой степени закономерное: идет расчет по обязательствам между грузоотправителями. А вот причину возникновения нынешних очередей власти и представители транспортных структур объяснили не сразу. Тем не менее ответ на этот вопрос существует

В понедельник, 21 августа, начали сбываться слова начальника Государственной погранохраны Латвии Гунара Даболиньша о том, что очереди будут сокращаться. Очереди грузовиков на контрольно-пропускных пунктах на латвийско-российской границе стали ощутимо короче. В Терехово утром стояло только 490 грузовиков, (накануне 625), в Гребнево въезда в Россию ожидали 310 фур (в воскресенье 330). Теперь дальнобойщики томятся на границе около полутора суток вместо прежних трех, и 20-километровые очереди превратились в 10-километровые. Сделать это удалось при содействии российских пограничных и таможенных служб, которые оказали существенную помощь.

Мы за ценой не постоим

Очереди грузовиков на латвийско-российской границе начали образовываться месяц назад. С середины июля пограничники, таможенники и правоохранительные органы бьются, сокращая очереди и предотвращая беспорядки. Были сформированы патрули, контролирующие, чтобы фуры со скоропортящимися грузами шли вне очереди. Несколько дней работы в особом режиме - и очередь стала уменьшаться

Как признал начальник отдела взаимодействия со СМИ Северо-Западного таможенного управления Евгений Венско, ситуация на границе представляет собой очень серьезную проблему. И увеличить пропускную способность на КПП Бурачки сегодня удается лишь за счет интенсивного труда российских таможенников. "В конце прошлой недели мы досматривали по 475 грузовиков в сутки, практически без отдыха работали 11 человек", - сказал Е.Венско. Он отметил, что при строительстве пункта 11 лет назад пропускная способность рассчитывалась исходя из максимальной загруженности в 250 автомобилей в сутки! Как показало время, россияне могут обслуживать и гораздо большее количество транспорта, но в таком случае тогда специалисты будут работать на пределе физических сил. "Мы признаем, что данную проблему надо решать, - рассказывает Е.Венско. И принимаем меры по сокращению очередей: вводим электронное декларирование, устанавливаем инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК), благодаря которому распознавать грузы будет возможно без нынешних формальностей".

Добавим, что с 1996 года, с момента начала работы пункта Терехово-Бурачки, количество машин здесь увеличилось на 435%.

Очереди бьют по карману

Без "крика о помощи" со стороны автоперевозчиков Латвии многолетняя проблема могла бы решаться куда дольше. А обращение к властям с просьбой о содействии активизировало чиновников и должностных лиц, многие из которых, вероятно, впервые узнали о том, что пропускная способность почти всех латвийских КПП это 150-170 автомашин в сутки. Притом что очередь из 200 фур - уже второй год подряд является среднестатистическим явлением. А по данным представителя Латвийской международной ассоциации автоперевозчиков Latvijas auto Павла Грошева, простой обходится грузовладельцу до 300 в сутки. Подсчитано, что 43% томящихся на латвийско-российской границе перевозчиков - литовцы; 27% - латвийцы; 18% - россияне и 8% - поляки.

Конечно, благодаря одному лишь визиту начальства пробка на границе не исчезла. Однако в конце минувшей недели советник главы МВД Латвии Раймонд Лаздиньш, начальник Государственной пограничной охраны Гунар Даболиньш и директор Службы госдоходов Дзинтарс Яканс отправились в Терехово для встречи с начальниками обоих пограничных постов. После чего стало известно, что в будущем году планируется расширение таможенного поста в Терехово.

Спустя некоторое время к решению проблемы подключилось Правительство Латвии. Премьер-министр Айгар Калвитис после визита к восточным рубежам выступил с заявлением о том, что для сокращения очередей на латвийско-российской границе надо серьезно думать о расширении пропускных возможностей пунктов пограничного перехода. И добавил, что проблема очередей может стать еще серьезнее, поскольку перевозчики других стран будут все чаще использовать латвийские КПП для проезда в Россию. В этой связи стоит упомянуть, что когда-то Правительство планировало строительство еще одного таможенного пункта, однако разногласия поставили на благом деле крест.

Строить или реконструировать?

Впервые от имени властных структур Г.Даболиньш озвучил мнение о том, что для решения проблемы на латвийско-российской границе необходимо развитие инфраструктуры. А именно пора строить дополнительные полосы в пунктах Терехово и Гребнево. Прозвучало предложение открыть еще один пост для грузового транспорта на КПП в Виентули

По мнению директора автотранспортного департамента Министерства сообщений Латвии Мариса Пекалиса, нехватка пунктов пропуска на границе с Россией не может быть решена в одночасье. "Необходимо провести детальный мониторинг, который покажет, в каком именно месте будет разумным строить новый КПП", - сказал корреспонденту ИА "РЖД-Партнер.Ру" М.Пекалис. Однако некоторые считают, что новострой может и не понадобиться. По крайней мере, в ближайшее время. Тем более что средства на возведение пункта требуются весьма немалые, а ведомства, ответственные за финансирование таких объектов, особой активности при решении этой проблемы пока не проявляют. По словам М.Пекалиса, есть и иная, более эффективная возможность: например, обустроить уже давно действующий КПП Виентули линиями для грузового автотранспорта, возвести недостающую инфраструктуру. Однако и на такую "реконструкцию" понадобится около $6-8 млн. "В наших условиях целесообразнее реконструировать те же Терехово, Гребнево, снабдив переходы дополнительными полосами для движения грузовиков", - считает М.Пекалис.

В понедельник же многие специалисты транспортной отрасли заявили, что очереди на границе не образовались бы, если бы был закончен ремонт шоссе Рига - Таллинн, приведены в порядок дороги в эстонском городе Нарва у границы с Россией, а Белоруссия изменила бы политику в сфере пересечения границы грузовыми фурами.

Щепки летят

За две недели напряженной ситуации в Латвии не обошлось и без увольнений. В середине прошлой недели подал заявление об уходе по собственному желанию начальник криминально-следственного управления Главного управления погранохраны полковник Янис Видрикис. Еще четверо сотрудников глава ведомства Г.Даболиньш на время служебной проверки отстранил от выполнения должностных обязанностей.

В деле о границе есть и такой полукриминальный "поворот", как торговля очередью. На данный момент "коммерсанты" притихли, но ранее возможность проехать, минуя очередь, стоила от 70 до 120. Такое положение возмущало дальнобойщиков, "нарушителям" порядка били стекла, фары

Причина в Белоруссии?

В эти кризисные дни появилась точка зрения, что в очередях на латвийско-российской границе отчасти виноваты и власти Беларуси. С таким заявлением выступила Федеральная таможенная служба России (ФТС), где полагают, что из-за ужесточения режима транзита дальнобойщики предпочитают объезжать "братскую" Республику. Причина - увеличение там дорожного налога и усиление транспортного контроля. По мнению латвийских автоперевозчиков, шоферы из ЕС объезжают белорусскую территорию из-за излишних формальностей и опасений за грузы, которые в ряде случаев конфисковываются.

В Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь утверждают, что в 2006 году никаких ограничительных мер не вводилось, а транзитные тарифы не повышались. Белорусы предлагают свою версию причин создавшейся ситуации. В их числе называется отсутствие технической готовности России к принятию такого количества автомашин в связи с ростом интенсивности торговли с ЕС и сокращение объемов перевозок грузов по железной дороге, с переориентацией потока на автотранспорт. По мнению начальника управления организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Сергея Борисюка, не исключено, что ажиотаж на российско-латвийской границе во многом связан с тем, что иностранные перевозчики, не желая оплачивать белорусскую страховку, сборы за транзитный проезд и визу, едут в Россию через Латвию.

Как бы то ни было, за проезд по территории Республики Беларусь по разрешениям Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ) с иностранных перевозчиков взимается пошлина в размере до $150. Ни это ли является главной причиной того, что фуры двинулись в объезд?

И, вероятнее всего, если проблема возведения новых КПП или реконструкции имеющихся в Латвии не будет решена, - ситуация лишь усугубится. После вступления в Европейский Союз грузовой парк восточно-европейских стран растет очень быстро сейчас он увеличился уже в два раза. К тому же усиливается экономическая активность соседей, как на Западе, так и на Востоке.

РЖД-Партнер ; 23/08/06