ФТС расширяет принцип «одного окна»
Федеральная таможенная служба России (ФТС) запустила обновлённую версию единой информационной платформы, объединяющей стивидоров, морских перевозчиков и контролирующие органы, – портал «Морской порт». Наша беседа об электронном взаимодействии бизнеса с государственными структурами, сокращении бумажных документов, новом портале, его значении для всех участников грузовых перевозок в морских портах, а также перспективах развития.
– Дмитрий Борисович, в рейтинге Doing Business учитывается количество документов для международной торговли. Сократилось ли количество документов, необходимых для растаможки товаров?
– Мы целенаправленно, на плановой основе, вносим в таможенное законодательство нормы по переводу взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) исключительно в электронную форму. При этом учитываем аргументы бизнеса, совместно решаем первостепенные задачи.
Одним из результатов этой работы стала отмена необходимости предоставления многих документов в бумажной форме. Благодаря внедрению информационных технологий уже не нужно представлять контракт и документы, подтверждающие полномочия лица, подающего декларацию в электронной форме, не нужно подтверждать уплату таможенных платежей. Таможня не требует транспортные перевозочные документы для вывозимых товаров, которые не облагаются вывозными таможенными пошлинами, а также документы, подтверждающие соответствие требованиям технических регламентов, соблюдение запретов и ограничений.
Такая работа проводится в том числе в целях повышения позиции России в рейтинге Всемирного банка Doing Business по показателю «международная торговля».
– В 2015 году ФТС России также проводила эксперимент по электронному декларированию транзитных товаров. Удалось ли сократить количество бумажных документов?
– В целом электронное декларирование транзита позволит обеспечить однократное предоставление участником ВЭД документов, необходимых для совершения таможенных операций, а также использование этих документов на всех этапах таможенного оформления.
Чтобы отменить использование бумажных документов, ФТС России выпустила порядка 20 приказов, которые прошли регистрацию в Министерстве юстиции России. Благодаря межведомственному электронному взаимодействию таможня и федеральные органы исполнительной власти разработали полсотни технологических карт, позволивших упростить работу бизнеса. В частности, теперь декларанту не нужно предоставлять в таможенные органы те документы, которые уже есть в электронном виде. Достаточно указать их реквизиты в соответствующей графе декларации на товары.
Кроме того, ФТС России совместно с бизнесом определила сферы деятельности, где нужно сокращать количество бумаг в первую очередь. А именно – необходимо повышение грузооборота в морских портах и содействие развитию свободных экономических зон.
– По мнению бизнеса, ситуация с сокращением бумаг в портах далека от идеальной. Участники ВЭД жалуются, что бумажный носитель не просто по-прежнему необходим, но и в ряде случаев приходится вручную вносить информацию для подачи на портал, а иногда и вовсе невозможно внести изменения. Что ФТС России предпринимает для решения подобных вопросов?
– Неоднократное предоставление документов, в том числе на бумажных носителях, объясняется тем, что контрольные операции в морских портах совершают не только таможенники, но и должностные лица других государственных контролирующих органов и администрации морских портов.
Для решения этой задачи ФТС России создала единое информационное пространство для обеспечения взаимодействия всех участников обработки грузов (товаров) в морских портах – портал «Морской порт». Он основан на принципах и механизмах «единого окна», а также общепринятого международного опыта и практики.
Единая информационная платформа объединяет стивидоров, морских перевозчиков и контролирующие органы. Подключиться к порталу может любой участник, имеющий доступ в Интернет, пройдя регистрацию в «личном кабинете». С помощью портала можно представить в электронном виде предварительную информацию о прибывающих товарах и водных судах, которая анализируется одновременно должностными лицами таможни и иных контролирующих органов. Такое решение позволяет заблаговременно, до прихода судна в порт, спланировать проведение необходимых контрольных мероприятий, а также ускорить движение грузов и оптимизировать загрузку железнодорожных составов.
Первая версия портала в виде макета-прототипа работает с февраля 2014 года в пяти крупнейших морских портах Дальневосточного, Северо-Западного и Южного округов России: Владивосток, Находка (Восточный), Усть-Луга, Калининград и Новороссийск. В течение этого времени в системе зарегистрировано около 9 тыс. судозаходов.
В настоящий момент мы находимся на стадии внедрения новой версии портала, в которой учтены предложения, поступившие от участников тестирования прототипа. Мы расширяем область его применения на три крымских порта: Керчь, Евпатория, Феодосия.
Таким образом, на смену прототипу приходит полная версия, обладающая расширенными возможностями и новым функционалом.
– Почему в эксперименте не участвуют крупные порты, например порт Санкт-Петербурга?
– Порт Санкт-Петербурга обладает разноплановой инфраструктурой, а мы осторожно относимся к экспериментам в пунктах пропуска с серьёзной нагрузкой. Например, в Новороссийском порту, тоже крупном, участвует только один пост – Юго-Восточный. Мы выбирали для эксперимента посты, где есть интересные особенности, чтобы отработать различные варианты и в то же время не создать чрезмерную дополнительную нагрузку. В ходе запуска обновлённой версии портала планируется поэтапное увеличение количества российских морских портов, где начнёт работу система. Так, в первой половине 2016 года планируется расширение пилотной зоны, чтобы внедрить систему в таможенных органах – морских пунктах пропуска. В частности, перечень дополнится морскими портами Дальневосточного региона и многофункциональным морским перегрузочным комплексом «Бронка».
– Каковы функциональные особенности обновлённого портала?
– Новая версия интегрирована с другими программными средствами таможенных органов, а также с информационными системами Пограничной службы ФСБ России, Россельхознадзором и Роспотребнадзором. Необходимая контролирующим органам информация поступает на портал и становится доступной для анализа и принятия решения. Кроме того, усовершенствован способ предоставления заинтересованными лицами информации через их личный кабинет.
– Особые экономические зоны считаются одним из инструментов стимулирования деловой и инвестиционной активности в экономике. Сократятся ли административные барьеры на таких территориях в 2016 году?
– В 2015 году появились территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) и свободный порт Владивосток, которые предусматривают возможность применения на их территориях таможенной процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ).
В настоящий момент ФТС России разрабатывает нормативные правовые акты, обеспечивающие применение таможенной процедуры СТЗ на данных территориях, в том числе определяющие порядок ввоза и вывоза товаров, ведения учёта товаров, обустройство и оборудование территорий в целях таможенного контроля. При этом закладываются нормы, позволяющие автоматизировать процессы таможенного администрирования при взаимодействии заинтересованных лиц и таможенного органа.
Уже в 2016 году в пунктах пропуска свободного порта Владивосток при осуществлении таможенного и иных видов контроля начнёт работу механизм «единого окна», позволяющий сократить административные барьеры для участников ВЭД.
Такой подход соответствует международному опыту функционирования наиболее успешных аналогичных территорий в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Южная Корея, Китай и Сингапур.
Можно сказать, что 2016 год – это год создания наиболее благоприятных условий ведения деятельности участников ВЭД в особых экономических зонах, а также в регионах Дальнего Востока в рамках проекта свободного порта Владивосток и на территориях опережающего социально-экономического развития.