ФТС нашла крайнего
Руководитель ФТС Андрей Бельянинов отправил в отставку начальника Санкт-Петербургской таможни Владлена Иванова и его первого заместителя Алексея Курдюмова. Увольнение совпало с транспортным коллапсом, в котором оказались в последние недели посты этой таможни, на подъездах к которым скопились сотни грузовиков. Коллапс же, в свою очередь, был вызван приказами самого господина Бельянинова, который в середине марта практически одновременно закрыл два крупнейших поста Санкт-Петербургской таможни, вместе оформлявших до 60% всех поступающих в Петербург импортных грузов
В пресс-службе Северо-Западного таможенного управления подтвердили отставку господ Иванова и Курдюмова, однако отказались от дальнейших комментариев со словами: "Приказы руководства не комментируем". Опрошенные "Ъ" источники в околотаможенной среде дружно назвали это решение Андрея Бельянинова "странным", охарактеризовав господина Иванова как "одного из последних профессионалов среди руководителей таможен СЗТУ". При этом, по мнению тех же источников, отставки в Санкт-Петербургской таможне (на уровне начальников постов), а также в региональном управлении будут продолжаться, что напрямую связано с ослаблением позиции "питерских чекистов" в ФТС и приходом на их место новой команды управленцев, креатурой которых можно назвать и нынешнего начальника СЗТУ Назипа Галикеева.
Формальным же поводом для отставки руководства Санкт-Петербургской таможни могло стать письмо губернатора Валентины Матвиенко руководству ФТС, в котором она выражала озабоченность тем, что Санкт-Петербургская таможня в последний месяц явно не справляется с грузопотоком. Свидетельством этому являются многокилометровые очереди из грузовиков на всех работающих постах этой таможни, а также жалобы участников ВЭД, которые несут большие убытки из-за вынужденного простоя, а также поборов со стороны владельцев складов временного хранения (некоторые из них начали брать с водителей грузовиков по 30 тыс. рублей за въезд на территорию). Жалобы участников ВЭД стали поводом для нескольких совещаний в Смольном, на одном из которых присутствовал и начальник СЗТУ Назип Галикеев. На совещании было объявлено о планах ФТС открыть в ближайшее время специализированный таможенный пост — Автомобильный, на котором будет осуществляться таможенное оформление и таможенный контроль деталей и комплектующих для автопредприятий "Ниссан", "Хендэ", "Тойота", "Дженерал Моторс". По сведениям "Ъ", этот пост может появиться на территории строящегося "сухого порта" ООО "Терминал логистик" в Шушарах, которое участники рынка связывают со структурами, аффилированными с депутатом Государственной Думы Виталием Южилиным. Также на совещании в Смольном было решено увеличить численность сотрудников и продолжительность рабочего времени на незакрытых постах Санкт-Петербургской таможни — Южном, Шушарском, Юго-Западном, Красносельском и Гатчинском.
Впрочем, приказ о создании Автомобильного поста пока так и не подписан (по другим данным, он находится на регистрации в Минюсте), а усиление режима на оставшихся постах Санкт-Петербургской таможни особого эффекта не дало, несмотря на то, что многие петербургские участники ВЭД уже переориентировались на московские терминалы.
Как уже сообщал "Ъ", такое положение дел спровоцировал сам глава ФТС Андрей Бельянинов, подписавший в марте этого года один за другим приказы о закрытии двух крупнейших постов Санкт-Петербургской таможни — Пискаревского и Выборгского. Эти посты в совокупности оформляли, по оценке участников околотаможенного бизнеса, не менее 60% поступающих в Петербург импортных грузов (в пресс-службе СЗТУ назвали другую цифру: 30-35%, — но оговорились, что это считая весь грузопоток, включая грузы, доставляемые железнодорожным транспортом). "Что Пискаревский, что Выборгский — каждый из них мог оформить в сутки по 500 и более грузовиков. А оставшиеся посты оформляют максимум по 200-250 машин. Не говоря уж о том, что закрытые посты располагались на въезде, а не на выезде из города, как Шушары", — рассказал "Ъ" на условиях анонимности руководитель одной из крупных компаний-перевозчиков.
Газета "Коммерсантъ-СПБ" № 60 (4360) от 07.04.2010