19.02.13

"ФПК-Логистика" уже "под парами"

Недавно созданная «дочка» ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) - ОАО «ФПК-Логистика» (ФПКЛ) начнет перевозки на восточном направлении (Дальневосточная железная дорога). ФПКЛ начнет перевозки в 2013 году. Сейчас основными отправителями грузов в багажных вагонах являются производители и поставщики товаров народного потребления, лекарственных средств, одежды и парфюмерии, бытовой техники, электроники и других товаров.

«Пока агрессивного захвата рынка и поглощения других компаний мы не предполагаем. Но, если партнерство с какими-то другими компаниями будет предполагать объединение или более плотное взаимодействие, готовы к сотрудничеству. Мы сегодня ждем предложений от рынка, готовы рассмотреть их, и в частном индивидуальном случае будет принято решение о том или ином действии - либо слиянии, либо приобретении, либо каких-то еще», - цитирует генерального директора ФПКЛ Александра КУЗЬМИНА «Интерфакс».

По словам Кузьмина, пока перед компанией стоит «прагматичная задача» - повысить эффективность этого бизнеса. «Необходим какой-то период старта, становления. Мы его себе обозначили максимально в полгода, чтобы внедрить новые прогрессивные технологии, чтобы соответствовать параметрам качества, которые требует рынок, и после этого мы уже будем идти дальше, развиваться, думать о расширении (бизнеса)», - отметил он.

«ФПК-Логистика» была создана в качестве 100%-ной «дочки» ФПК и начала свою деятельность в январе 2013 года. Новая компания специализируется на доставке грузов, багажа и грузобагажа «от двери до двери» всеми видами транспорта и их хранении перед отправкой. Задача ФПКЛ - вывести на безубыточный уровень этого сегмента бизнеса. Уставный капитал компании в размере 1,798 млрд руб. будет сформирован в 2012-2013 гг. за счет внесения 452 багажных вагонов ФПК (стоимостью 1,778 млрд рублей) и денежных средств в размере 21 млн рублей (сейчас оператор уже получил 228 вагонов, до октября ему будут переданы и оставшиеся 224 вагона). Глава ФПКЛ – Александр Кузьмин - ранее возглавлял пригородные пассажирские компании (ППК) - ОАО «Экспресс-Пригород» и ОАО «Центральная ППК».

Маркетинговая стратегия «ФПК-Логистики» предполагает среднерыночные цены, расширение ассортимента перевозимых товаров и повышение качества услуг. Для обслуживания перевозок компания будет использовать 51 багажное отделение, из которых 31 будет находиться в ее собственности, еще 20 - арендоваться у РЖД. Планируется развитие линейки услуг - предоставления электронного онлайн-сервиса, автодоставки грузов, приемки и отправки грузов без участия клиента, услуг доставки грузов «от двери до двери», страхования, экспресс-доставки.

Основные перевозки «ФПК-Логистика» будет осуществлять на направлениях из центрально-европейской части РФ (Москвы и Санкт-Петербурга) на Восток (Красноярскую, Восточно-Сибирскую, Западно-Сибирскую и Дальневосточную железные дороги) и Север (Горьковскую и Северную железные дороги).

По словам Александра Кузьмина, в планах компании - увеличить долю на рынке ж/д перевозок грузобагажа к 2015 году с 3,7% до 20%. При этом он отметил, что пока «ФПК-Логистика» не планирует возвращать из аренды переданные ей грузобагажные вагоны. «У нас есть сегодня вагоны, находящиеся в аренде, и мы продолжаем арендные отношения с операторами и экспедиторами. Мы не ставим тактической задачи забрать парк - одномоментно загрузить все вагоны нереально», - сказал он, отметив, что как минимум в 2013 году ждать возврата подвижного состава из аренды не стоит.

«Наоборот, это один из видов доходов, стабильный, его можно прогнозировать. Мы готовы сегодня взаимодействовать. С удовольствием будем сдавать в аренду вагоны на тех полигонах, где кто-то имеет устойчивый рынок», - добавил Александр Кузьмин. Сейчас в аренду сданы порядка трети вагонов, переданных «ФПК-Логистике», уточнил он.

В то же время предполагается, что в перспективе для компании этот вид деятельности не будет основным. «Это временно, на период, пока у нас есть возможность. Когда разовьемся и нам не будет хватать имеющегося парка, мы будем думать, как нам (быть) с партнерами», - заметил глава ФПКЛ, подчеркнув, что пока основная задача созданного оператора - загрузить имеющийся парк. Компания будет предоставлять в аренду свои временно свободные вагоны до 2015 года.

В числе сервисов планируется развивать доставку грузобагажа «от двери до двери», что предполагает перевозки автомобильным транспортом. Этот сегмент пока вынесен на аутсорсинг. «Сейчас у нас нет еще собственного автомобильного парка - мы заключаем договоры с автоперевозчиками, которые по нашим технологиям, заявкам и провозным документам будут выполнять эту функцию на партнерстве», - отметил в этой связи начальник управления организации перевозок ФПК Алексей ЖИГУНОВ.

Он также уточнил, что порядка 10-15% грузобагажных вагонов (60-70 штук) останутся в собственности «Федеральной пассажирской компании» - для работы на тех направлениях, где не осуществляет деятельность ФПКЛ, а также под «внутрихозяйственные нужды» и «технологические процессы». «Кроме того, сейчас готовится закон о единственном исполнителе по государственным контрактам - будем оказывать (перевозочные услуги) всем силовым ведомствам. У нас есть вагоны, которые мы сдаем в аренду министерствам обороны и внутренних дел для перевозок «закрытого типа», - добавил Жигунов.

Александр Кузьмин также отметил, что в краткосрочной перспективе «ФПК-Логистика» предполагает проектировать и развивать мультимодальные хабы и торгово-логистические центры, но эти планы еще будут прорабатываться.

«Федеральная пассажирская компания», созданная в рамках структурной реформы железнодорожного транспорта, с 2010 года осуществляет в РФ все пассажирские перевозки в дальнем сообщении, за исключением маршрутов на Сахалине, а также скоростных «Сапсанов» и Allegro.

Золотой Рог