14.07.05

Таможенный кодекс: строка за строкой

Статья 1
Статья 2

Статья 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

1. Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы в местах ее совпадения с Государственной границей Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, - таможенным законодательством Российской Федерации.

При регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Таможенное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - акты таможенного законодательства).

3. Отношения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации. На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела.


По аналогии с Налоговым кодексом РФ (статья 2) Таможенный кодекс РФ определяет предмет правового регулирования через перечисление правовых институтов. Полагаю, что любой человек, далекий от таможни, впервые открывая Таможенный кодекс, ожидает увидеть в нем некий обобщенный свод правил, которые необходимо выполнить для того, чтобы ввезти либо вывезти товары. Однако Таможенный кодекс не является единым и единственным правовым актом, где содержатся все такие правила.

В порядке перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу в местах ее совпадения с государственной границей Российской Федерации Таможенный кодекс отдает приоритет закону РФ О Государственной границе Российской Федерации . Так сложилось, что в законе О Государственной границе Российской Федерации содержатся нормы о порядке пропуска через границу транспортных средств, грузов, товаров и животных в значительно более широком смысле, чем это требуется для определения режима государственной границы и компетенции пограничных органов.

Кроме того, специальные правила ввоза и осуществления контроля животных и продуктов животноводства на границе содержатся в законе РФ О ветеринарии (статья 14), а растений и продукции растительного происхождения - в Федеральном законе О карантине растений (статьи 9-11). В Таможенном кодексе определяется порядок перемещения това ров и транспортных средств через таможенную границу лишь с точки зрения обязанностей перевозчиков и иных лиц, имеющих отношение к такому перемещению, перед таможенными органами. Отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, регулируются исключительно таможенным законодательством (т.е. Таможенным кодексом и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами) либо актами Президента РФ и Правительства РФ в области таможенного дела. Правда, и по этим вопросам строгой кодификации не выдерживается.

Так, например, Федеральный закон О лекарственных средствах содержит специальную статью о перечне документов, которые должны представляться в таможенный орган при ввозе лекарственных средств на территорию Российской Федерации (статья 24). Возможно, с точки зрения перечисления документов и сведений, которые подтверждают соблюдение установленных для ввоза лекарственных средств ограничений, логично, что таковые содержатся в специальном законе. Но формально юридически норма сформулирована таким образом, что можно сделать вывод о том, что в этом законе приведен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должны быть представлены в таможенные органы при ввозе лекарственных средств на территорию Российской Федерации. Этот перечень значительно уже,чем перечни, предусмотренные статьями 72 и 131 Таможенного кодекса.

Случаи, когда подобная коллизия норм двух законодательных актов приводила бы к конфликтным ситуациям, не зафиксированы. Однако такого рода недоразумения не добавляют ясности и в без того достаточно сложное таможенное законодательство.

Таможенный кодекс предусматривает специальный порядок обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц (глава 7). Эффективная система рассмотрения жалоб на решения и действия таможенных органов, оперативного разрешения конфликтных ситуаций и урегулирования споров считается важным элементом содействия развитию внешней торговле. Требования к положениям законодательства по вопросам обжалования решений и действий таможенных органов содержатся в главе 10 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (в редакции Брюссельского Протокола, 1999 г.), в статье X Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Примечательно, что специальный порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц содержался и в Таможенном кодексе в редакции 1993 года, хотя в том же году был принят закон РФ Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан , предусматривающий порядок обжалования действий (решений) государственных органов вышестоящему органу либо вышестоящему должностному лицу. По сравнению с этим законом Таможенный кодекс более четко регламентирует процедуру подачи и рассмотрения жалоб, права и обязанности заявителя и таможенных органов в связи с подачей и рассмотрением жалобы.

Отношения по установлению и применению таможенных режимов являются обособленным предметом регулирования таможенного законодательства. Таможенный кодекс определяет таможенный режим как таможенную процедуру, определяющую совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Фе дерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.

Из этого определения вытекает, что данные отношения значительно шире, чем отношения в области таможенного дела в том смысле, в каком определяет таможенное дело статья 1 Таможенного кодекса. По сути, не считая импорта (выпуск для внутреннего потребления) и экспорта, каждый таможенный режим устанавливает свои особые правила ввоза и вывоза товаров для определенных целей, предусматривая более льготный порядок применения таможенных платежей и мер нетарифного регулирования по сравнению с импортом и экспортом.

Если требования и ограничения в области таможенного дела подчинены принципам соразмерности и достаточности для обеспечения соблюдения законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, то каждый таможенный режим преследует другие цели. Это может быть стимулирование ввоза товаров на таможенную территорию для определенных целей путем предоставления таможенных льгот и неприменения мер нетарифного регулирования (экономические таможенные режимы).

Отказ от применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования может быть связан с общепринятой международной практикой (международный транзит), с незначительным воздействием на нормальные условия конкуренции при обращении товаров на рынке (реимпорт), с созданием благоприятных условий для развития транспортных и иных услуг по перевозке и обработке внешнеторговых грузов (международный транзит и таможенный склад) и т.д.

Положение Таможенного кодекса о том, что отношения по установлению, введению и взиманию таможенных платежей могут регулироваться таможенным законодательством только в части, не противоречащей Налоговому кодексу, корреспондируются со статьей 2 Налогового кодекса, которая в иной форме, но также устанавливает приоритет Налогового кодекса в этих вопросах. Однако в период подготовки и принятия Таможенного кодекса таможенная пошлина и таможенные сборы относились к федеральным налогам и сборам. В соответствии с Федеральным законом 95 от 29 июля 2004 года О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах с 1 января 2005 года таможенная пошлина и таможенные сборы не являются налоговыми платежами. Глава Таможенные сборы включена непосредственно в Таможенный кодекс. Отношения, связанные с таможенной пошлиной, по-прежнему остаются предметом регулирования Закона Российской Федерации О таможенном тарифе .

Система законодательства по установлению, введению и взиманию таможенных платежей выглядит следующим образом. Закон О таможенном тарифе предусматривает правила установления и введения таможенных пошлин. Налоговый кодекс - правила установления и введения налога на добавленную стоимость и акцизов. Оба эти закона содержат перечни льгот по уплате соответственно таможенной пошлины и налогов. Таможенный кодекс также предусматривает льготы по уплате таможенных пошлин и налогов. Закон О таможенном тарифе определяет облагаемую (налогооблагаемую) базу - таможенную стоимость для исчисления таможенной пошлины и налогов по адвалорным ставкам, а особенности ее определения для налога на добавленную стоимость и акцизов содержатся в Налоговом кодексе.

Таможенный кодекс определяет порядок уплаты, возврата таможенных платежей и процедуру их принудительного взыскания. Кроме этого, порядок определения страны происхождения товаров и порядок классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД (определение тарифной позиции) также содержатся в Таможенном кодексе. К изложенному остается только добавить, что закон О таможенном тарифе , до 1 января 2005 года являвшийся частью законодательства о налогах и сборах, после этой даты остался без принадлежности к какой-либо сфере законодательства. Как говорится, комментарии излишни.

Таможенный кодекс подготавливался как закон максимально прямого действия. По сравнению с Таможенным кодексом 1993 года полномочия Правительства РФ в области регулирования таможенных правоотношений существенно сокращены. Вместе с тем, очевидно, что в таможенной сфере обойтись без подзаконных актов невозможно без ущерба для качества правового регулирования. В соответствии с Таможенным кодексом правительству предоставлены такие права, как оперативное решение вопросов, связанных с ограничением мест прибытия отдельных товаров на таможенную территорию, введение ограничений по применению экономических таможенных режимов, установление правил распоряжения товарами и транспортными средствами и т.д.

На сегодня действует более двух десятков постановлений правительства, устанавливающих правила поведения в таможенной сфере (в т.ч. принятых до введения в действие Таможенного кодекса, но сохраняющих свое действие как не противоречащих его положениям). Некоторые полномочия Правительства РФ, предусмотренные Таможенным кодексом, до сих пор остаются нереализованными.

Журнал Таможня 12 от 28.06.05