12.07.05

Финиш на границе

Как стало известно Ъ, более ста российских транспортных компаний в начале июля были вынуждены прекратить доставку грузов из Финляндии. Административный центр по вопросам транспортных средств Финляндии (AKE) прекратил выдачу разрешений на провоз по своим дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов для компаний, зарегистрированных за пределами ЕС. Это ответное действие на задержки, с которыми сталкиваются финские перевозчики при получении аналогичных разрешений в российском Центре международных перевозок (ЦМП) Росавтодора. Если в ближайшие дни ситуация не изменится, у российские торговцев электроникой и бытовой техникой появятся проблемы: более 80% их товаров идут через Финляндию. В апреле Росавтодор сменил руководство ЦМП, уволив прежнего директора Виктора Бражного и назначив на его место Виктора Иванова из Ространснадзора.
С этого момента, как утверждают в Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП, объединяет 1,3 тыс. компаний), у транспортных фирм начались проблемы. Как следует из отправленного месяц назад письма АСМАП министру транспорта Игорю Левитину, в начале второго квартала Росавтодор, ссылаясь на потерю базы данных, потребовал от перевозчиков "представить новые заявки, полную информацию, касающуюся характеристик транспортных средств, документов допуска к перевозкам и договоров аренды, не предусмотренных инструкцией".
В письме говорится, что фактически работа ЦМП была парализована, поскольку "отсутствует механизм подтверждения факта заявок и информация о сроках выдачи разрешений, не выставляются счета на оплату". В результате "более трехсот российских и иностранных перевозчиков... лишены возможности осуществлять перевозки..." АСМАП предупредила министра, что финская сторона может принять ответные меры в отношении российских компаний. Перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (автопоездами общей массой до 44 т, длиной до 24 м, высотой 4,2 м и шириной 2,6 м) в России регулируются в соответствии с общепринятой мировой практикой. На каждый рейс необходимо получить разрешение в ЦМП. Подобные перевозки осуществляют 198 российских перевозчиков, оперирующих парком в 20 тыс. автомобилей, а также несколько сотен иностранных компаний.
В 2004 году ЦМП выдал 66 тыс. единовременных разрешений на провоз крупногабаритных и тяжеловесных грузов, перечислив в бюджет более 80 млн руб. Через российско-финскую границу ежедневно проходит до 200 негабаритных фур с бытовой техникой, электроникой и одеждой. Как заявил Ъ замруководителя Росавтодора Евгений Дитрих, смена руководства ЦМП была направлена на то, "чтобы выдача разрешений была максимально прозрачной и открытой". "Удовлетворяя заявки на провоз негабаритных и тяжеловесных грузов, фактически мы выдаем разрешения на нанесение ущерба автодорогам, которые способны выдержать транспортное средство весом до 38 т с нагрузкой на ось до 10 т, пояснил Ъ Виктор Иванов, директор ЦМП. Внутренняя проверка нашей организации выявила массу нарушений.
ЦМП просто продавал "проездные билеты", в документах было много принципиальных ошибок. Нам пришлось менять всю систему сейчас каждый маршрут реально просчитывается". Виктор Иванов признал, что изменение подхода негативно отразилось на сроках рассмотрения заявок. По его данным, сейчас на это уходит 30 дней. "Мы стараемся ускорить процесс: уже сейчас выдаем 200 разрешений в день, это больше среднего показателя 2004 года 188 штук в день", отметил господин Иванов. Реакция финской стороны последовала в июне.
Как рассказал Ъ Николай Солодов, владелец транспортной компании "Спорт-авто экспедиция", сначала AKE увеличил срок рассмотрения заявок российских компаний с 15 до 30 рабочих дней, а 27 июня прекратил выдачу разрешений (в том числе по поданным и оплаченным ранее заявкам) перевозчикам, зарегистрированным не в странах ЕС. В документах AKE эта мера названа ответной на действия российских властей в отношении финских перевозчиков, которые испытывают трудности с получением разрешений в ЦМП. По межгосударственному соглашению они должны выдаваться в течение десяти дней.
"Мы обязаны соблюдать этот срок, но финские перевозчики сами делают много ошибок в своих заявлениях. На их устранение требуется дополнительное время, и финская сторона об этом уведомлена", объяснил Виктор Иванов. В результате российско-финского транспортного конфликта могут пострадать розничные сети, торгующие товаром, который чаще всего перевозится в негабаритных фурах, бытовой техникой и электроникой. По словам Николая Солодова, его компания уже сорвала сроки контракта с основным заказчиком торговой сетью "Техносила" (по данным Ъ, у компании заканчиваются складские запасы). В таком же положении могут оказаться "М-Видео", "Эльдорадо" и другие сети. В понедельник в финском минтрансе должно состояться совещание, на котором будет обсуждаться сложившаяся ситуация. Ъ будет следить за развитием событий.

Коммерсантъ