25.02.15

FESCO готовится к трудным временам

Транспортная группа FESCO (создана на базе ОАО «Дальневосточное морское пароходство», ДВМП) продолжает оптимизировать портовый дивизион. В 2014 году группа продала очередные три судна, приобретя взамен два контейнеровоза, пишет деловая газета "Золотой Рог".

В итоге численность флота группы на начало текущего года составила 26 судов общей грузоподъемностью 292 тыс. тонн. И это при том, что еще два года назад дедвейт флота группы превышал 1 млн тонн.

Напомним, что контроль над FESCO и принадлежащими ей транспортными активами весной 2012 года получила группа «Сумма» братьев Зиявудина и Магомеда МАГОМЕДОВЫХ. По оценкам участников рынка, сумма сделки составила до $1 млрд. За эти деньги компания стала владельцем около 70% акций ДВМП, из которых 56% были приобретены у компании «Промышленные инвесторы» Сергея ГЕНЕРАЛОВА, остальное составили казначейские акции, которые параллельно скупались «Суммой» на рынке.

По условиям сделки, Сергей Генералов получил право на выкуп примерно 25 судов для перевозки генеральных грузов, в том числе современные балкеры, построенные по заказу группы на верфях Китая. Фактически бывший владелец забрал лучшие суда, оставив пароходству еще около 20 судов.

На грани дефолта

В презентации FESCO под названием «Оптимизация долгового портфеля» говорится, что группа рассчитывает поддерживать на 70%-м уровне долю долларовой валютной выручки в портовом дивизионе. На рубли при этом, как ожидается, будет приходиться 30% поступлений.

В рамках программы оптимизации компания нацелена усиливать фокус на перевалку контейнеров (в том числе за счет переориентации части производственных мощностей с генеральных грузов на контейнеры и отказа от низкомаржинальных грузов), повышать операционную эффективность и сокращать накладные расходы.

«Во второй половине 2014 года наметилось замедление контейнерного рынка на фоне ухудшающихся внешних условий, связанных с геополитическими факторами (санкции, запрет импорта продовольствия), замедлением экономики (девальвация рубля, снижение импорта, падение ВВП), а также со снижением темпов роста экономики Китая. Ситуация продолжила ухудшаться в текущем году. Эксперты ожидают дальнейшего падения контейнерного рынка РФ, который является ключевым для группы FESCO, что, в свою очередь, окажет негативное влияние на финансовое положение компании. Улучшение рыночной ситуации не ожидается ранее 2016 года», - говорится в презентации.

Досье "Золотого Рога": По итогам 2014 года FESCO является компанией №1 по объемам контейнерного грузооборота на Дальнем Востоке РФ с долей рынка около 32%. В контейнерном сегменте грузооборот в РФ сократился на 1,5%, до 5,27 млн ДФЭ (эквивалент 20-футового контейнера) в 2014 году. При этом контейнерооборот на Дальнем Востоке вырос на 1,8%, до 1,6 млн ДФЭ, что составляет 30% от общего грузооборота. Однако уже в январе 2015 года грузооборот контейнеров в РФ упал на 25,8%, на Дальнем Востоке – на 17,6% по сравнению с 2014 годом, в первую очередь за счет снижения импорта.

FESCO отмечает риск невыполнения обязательств перед держателями рублевых облигаций, что, в свою очередь, будет означать кросс-дефолт перед держателями еврооблигаций.

«Компания заблаговременно предлагает инвесторам рассмотреть возможность оптимизации долгового портфеля. Оптимизация позволит минимизировать риски инвесторов в случае реализации негативного сценария в экономике. Кроме того, это позволит привлекать средства для финансирования операционной деятельности в случае необходимости», - уточняет FESCO.

Группа отмечает, что излишнее предложение на рынке продолжает оказывать давление на тарифы азиатско-европейских маршрутов.

«Расхождение между спросом и предложением, вероятно, сохранится, учитывая, что судоходные линии не готовы прекращать обслуживание даже при низком спросе для сохранения доли рынка», - поясняет FESCO.

В бункеровочном дивизионе компания планирует проводить дальнейшую оптимизацию логистики поставок, поддержание объемов продаж и стабилизацию маржи.

Бункеровочный бизнес был запущен на базе ОАО «Владивостокский морской торговый порт» во втором квартале 2013 года в целях диверсификации деятельности. FESCO отмечает, что объемы продажи топлива по итогам 9 месяцев 2014 года выросли в 3,6 раза, что «соответствует планам развития компании».

Курс на Зарубино

На фоне просматриваемых проблем у FESCO довольно оптимистично выглядит другой логистический проект «Суммы» в Приморье – «Большой порт Зарубино».

Замминистра транспорта РФ Виктор Олерский даже считает, что Зарубино мог бы стать примером зоны «свободного порта».

«Зарубино - правильное место. Это, конечно, перевалка транзитных контейнеров, которые идут из северо-восточных провинций Китая или в северо-восточные провинции Китая. Эта экономика работает. Еще 100-200 км - и ничего работать не будет, какие бы зоны ни делали», - цитирует Олерского «Интерфакс».

По словам замминистра, на морскую инфраструктуру потребуются минимальные расходы, так как вблизи Зарубино большие глубины.

Олерский считает, что нужно сформировать нормативно-законодательную базу для создания «свободного порта» Владивосток, но это не значит, что «свободный порт» должен распространяться только на порт Владивосток. Обсуждается идея создать свободную зону во всем Приморском крае, но по факту это будут отдельные участки.

Замминистра также отметил, что в понятие режима «свободного порта» входит и создание производства внутри особой зоны.

«В нашем понимании, администратором зоны должна быть коммерческая компания. В ближайшие недели мы подготовим параллельно с министерством по развитию Дальнего Востока изменения в законодательство, которые бы закрепили новые понятия и создали базу для нормативных документов. Мы хотим, чтобы контейнер пришел в транзитную зону, не проходя таможенные формальности, очень быстро оттуда вышел. Возможный объем перевалки через Зарубино - 1-2 млн TEU», - сказал Виктор Олерский.

Досье "Золотого Рога": «Большой порт Зарубино» планируется построить в бухте Троицы в Приморском крае, в 18 км от границы с Китаем. Планируется, что через порт будет перегружаться зерно, контейнеры, навалочные грузы, накатные (ro-ro) и другие грузы. До 60% грузооборота порта придется на транзитные перевозки из северных в южные провинции КНР. Под строительство терминалов порта приобретен участок площадью свыше 100 га. Инвестиции в проект оцениваются в 154 млрд рублей. Планируется, что грузооборот перегрузочных комплексов уже к 2018 году составит 20 млн тонн в год с увеличением до 60 млн в год к 2020-му. Группа «Сумма» (основной инвестор проекта) не исключает привлечения средств ФНБ в размере 45 млрд рублей.

Газета «Золотой Рог».