31.01.08

«Евросиб» отсек лишнее

К 1 февраля группа «Евросиб» завершит реструктуризацию транспортного бизнеса, рассказали «Ведомостям» три источника в группе.

Организационные изменения этого направления начались осенью. Компания «Евросиб — транспортный бизнес», управлявшая тремя направлениями бизнеса — логистикой, железнодорожными перевозками и управлением терминалами, ликвидирована. Компании «Евросиб-логистика», «Евросиб — транспортные системы» и «Евросиб-терминал», которые занимаются этими направлениями, переподчинены напрямую УК «Евросиб», которая также управляет и девелоперскими проектами, и розничной продажей автомобилей (в состав группы входят дилеры Mazda, BMW, Land Rover и Jaguar).

В компании отменили трансфертные цены, рассказали два источника в «Евросибе». Раньше расчеты между тремя транспортными компаниями шли по внутренним расценкам, а с нового года за все оказываемые друг другу услуги они платят по рыночной цене, утверждают собеседники «Ведомостей». Из-за реструктуризации «Евросиб» сократил сотрудников — около 50 человек из 500, рассказывают они. Уволены в основном менеджеры среднего звена из вспомогательных отделов. Некоторые сотрудники ликвидированной управляющей компании перешли в другие транспортные подразделения «Евросиба».

Изменения в компании подтвердил замдиректора «Евросиба» Михаил Свердлов. По его словам, реструктуризация проведена для снижения издержек и повышения конкурентоспособности компании. Раскрыть подробности он отказался.

На транспортное направление приходится около 75% выручки группы, рассказывал в интервью «Ведомостям» в 2004 г. гендиректор «Евросиба» Дмитрий Никитин.

Когда свыше 75% бизнеса сосредоточено в одном секторе, нет смысла содержать две управляющие структуры, они дублируют друг друга, считает замгендиректора консультационной компании «Альт» Дмитрий Сироткин. Взаиморасчеты по рыночным ценам между подразделениями одной группы усиливают конкурентоспособность каждого из них, считает директор «ИМИСП консалтинг» Михаил Звягин. По его словам, при трансфертном ценообразовании есть риск возникновения конфликтов между сестринскими компаниями, которым становится выгоднее работать на рынке, чем друг с другом. При нерыночных расчетах как раз и нужна дополнительная управляющая прослойка, чтобы координировать работу подразделений и вырабатывать условия взаимодействия между ними, добавляет Сироткин из «Альта». При выводе компаний в рынок необходимость усиленного контроля над ними отпадает, резюмирует он.

Увольнение сотрудников чревато для «Евросиба» потерей клиентов, замечает менеджер одного из частных железнодорожных перевозчиков, попросивший об анонимности. Весь железнодорожный бизнес построен исключительно на личных связях, уход менеджера означает и потерю клиента или изменение условий работы со структурами РЖД, рассказывает он.

«Евросибу» надо сокращать издержки — ведь компания известна на рынке как крупнейший перевозчик леса на экспорт, а это направление сворачивается, замечает директор по маркетинговым коммуникациям железнодорожного перевозчика «Русская тройка» Денис Сурмин.

Масштабную программу по закупке вагонов для леса «Евросиб» начал в 2005 г. На кредит, полученный от IFC, компания приобрела более 1000 таких вагонов.

Однако экспорт круглого леса в Финляндию уже второй год на спаде, утверждает предправления Союза лесопромышленников Ленинградской области Андрей Государев. Это происходит из-за постепенного повышения экспортных пошлин на лес, говорит он. Кроме того, из-за теплой погоды лесорубы вторую зиму подряд не могут завезти в лес тяжелую технику, что снижает объемы вырубки. По данным Ассоциации ЛПК Северо-Запада, отгрузка леса на экспорт сокращается на 5-10% ежегодно, в том числе и из-за роста переработки внутри страны.

Ведомости; 31.01.08