16.11.05

Европа с русской колеей

В Паланге состоялось четвертое заседание Российско-Литовской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству.

Особое внимание министр транспорта РФ Игорь Левитин и министр иностранных дел Литовской Республики Антанас Валионис уделили дальнейшему совершенствованию сотрудничества в транспортной сфере. При обсуждении вопросов, связанных с реализацией проекта "2К", отмечены положительные подвижки на калининградском направлении. За девять месяцев Калининградская магистраль перевезла более 13,8 миллиона тонн различных грузов, что почти на два процента выше прошлогоднего. До конца декабря рост объемов может составить до четырех процентов.

В Калининградском морском торговом порту увеличивается объем обработки контейнеров благодаря пуску международного контейнерного поезда "Меркурий" по маршруту Калининград - Клайпеда - Москва. За десять месяцев в порту перевалено 89,3 тысячи контейнеров в 20-футовом эквиваленте (рост в полтора раза). Еще в мае Игорь Левитин и Антанас Валионис договорились, что Россия и Литва будут воздерживаться от взаимного повышения железнодорожных тарифов. Как отметил глава Минтранса, литовская сторона сдержала данное слово не повышать тарифы на Калининград.

В свою очередь и Россия не повышала тарифы на перевозки в Литву. Не планируются такие шаги и в 2006 г. Совместными усилиями россияне и литовцы пытаются разгребать транспортные законодательные "завалы", нагроможденные Евросоюзом. Минтранс РФ уже в начале августа установил исключительные тарифы на транспортные перевозки нефти и черных металлов из Казахстана через Россию в Клайпеду - 46 долларов за тонну. Тариф на перевозку нефти из Махачкалы в Клайпеду в подвижном составе общего пользования снижен до 32 долларов за тонну, в частном подвижном составе - до 24 долларов. В ответ Литва в очередной раз отменила 15-процентное повышение тарифов на транзитные перевозки грузов через свою территорию на калининградском направлении.

Соглашение "2К" предусматривает выработку совместных предложений по ускоренному пересечению границ и упрощению таможенных процедур. В связи с этим в Паланге одобрено намерение модернизировать и развивать транспортную инфраструктуру на территориях обоих государств по мере увеличения грузопотоков в направлении Калининградской области и Литвы. Планируется создание новых пограничных переходов и обновление действующих. При этом глава Минтранса России ставит вопрос о необходимости привлечь к сотрудничеству частный бизнес: "Тогда собственные инвестиции потянут бизнесменов и в Клайпеду, и в Калининград, и в Москву..."

Комиссия также отметила важность сотрудничества по развитию трансъевропейских транспортных коридоров и внутренних водных путей международного значения на территориях Калининградской области и Литвы. Следующее заседание комиссии решено провести в будущем году в России.

"Гудок":