Евразия стоит свободной торговли
ЕАЭС продолжит снижать импортные тарифы в соответствии с обязательствами РФ перед ВТО, экспортные пошлины также будут сокращаться, а за исключением нескольких групп товаров, в первую очередь нефти, нефтепродуктов и леса, и вовсе отменены, следует из проекта основных направлений таможенно-тарифной политики, подготовленных Минэкономики. Судя по неплановым изменениям импортного тарифа, бизнес также в основном требует снижения пошлин на сырье и компоненты, а не защиты национального рынка.
Минэкономики опубликовало проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2017-2019 годы, подготовленный для формирования трехлетнего бюджета. Из документа следует, что "в условиях замедления мировой и российской экономики" регулирование импортных и экспортных тарифов должно быть направлено на "поддержку конкурентоспособности производителей, привлечение прямых инвестиций, сдерживание роста внутренних цен", а также создание условий для "экономически целесообразного импортозамещения".
Пока, впрочем, изменения тарифов в основном направлены на либерализацию торговли — в рамках обязательств перед ВТО пошлины в прошлом году в среднем были снижены до 6,1%, это ниже прогноза на 0,55 п. п. Корректировка ставок также в большинстве случаев касалась их временного снижения либо отмены пошлин для "расширения доступности сырьевой и удешевления компонентной базы" (в том числе в машиностроении под проекты локализации производств). Бессрочно была отменена лишь пошлина на импорт отдельных видов турбовинтовых двигателей. Повышены же были пошлины на бурильные установки, а также части гидравлических машин. Всего ЕЭК было утверждено 50 неплановых изменений тарифа (из них по заявкам РФ — 31).
К концу 2019-го единый тариф должен снизиться в среднем до 4,9%, в том числе в 2016-м на 0,8 п. п., далее лишь на 0,1-0,2 п. п. в год. Наиболее высокие ставки сохранятся в легпроме, металлургии, наиболее низкие — при импорте машиностроительной продукции и минеральных продуктов. Снижение тарифной защиты может привести к негативным последствиям на рынках рыбы, молочной продукции, сахара, лекарств, косметики, пластмасс, лесо- и пиломатериалов, бумаги и картона, говорится в проекте с оговоркой, что ЕЭК может применить антидемпинговые и специальные защитные меры. В то же время по санкционным товарам поставки за 2014-2015 годы, по оценке Минэкономики, сократились на $8,6 млрд (наибольший спад в абсолютных объемах произошел в импорте из Норвегии, Польши и Испании). В импорте из Турции доля запрещенных товаров составила 22%, или $0,9 млрд (ограничения введены с начала 2016-го).
Экспортные пошлины также будут снижаться, а за исключением минерального топлива, необработанного леса, лома, семян масличных культур и кож, будут отменены к 2017 году. Помимо пшеницы, основные изменения коснутся поставок нефти и нефтепродуктов в рамках "налогового маневра" (предполагает повышение ставок НДПИ при снижении экспортной пошлины). Доля вывозных пошлин в поступлениях в бюджет в 2015-м уже снизилась на 9,5% п. п.— до 54,2% (суммарные поступления от внешнеэкономической деятельности составили 5,14 трлн руб., или 37,6% в доходах бюджета), тогда как доля акцизов и НДС, напротив, выросла на 10,8%, до 35,8%, а сборы ввозных пошлин — на 2 п. п., до 11%.
Что касается международных инициатив, то в ведомстве в первую очередь обеспокоены гипотетическими последствиями создания Транстихоокеанского и Трансатлантического партнерств (первое соглашение подписано сторонами, но не ратифицировано, по второму лишь идут переговоры). В первом случае и ТТП и китайская инициатива о создании Всестороннего экономического соглашения о региональном партнерстве являются "непростыми" с точки зрения участия РФ, во втором — в ведомстве опасаются наплыва европейских товаров, вытесненных с рынка ЕС более конкурентными американскими. За срок действия документа предлагается также сформировать позицию по возможной зоне свободной торговли в рамках ШОС (то есть в первую очередь с Китаем), а также провести переговоры о беспошлинной торговле с Израилем (с остальными странами лишь проводится оценка целесообразности обнуления пошлин).