Эволюция складов: от хранения к фулфилмент центру
Как интернет-торговля влияет на требования к складской недвижимости, почему фулфилмент-центры являются законодателями мод, и какие задачи решает этот формат.
Сейчас активно развивается сегмент интернет-торговли, который позволяет потребителю значительно экономить время на покупках, приобретая товары, не отрываясь от смартфона. Для бизнеса эта сфера является не только точкой роста, но серьезным вызовом. Это касается не только ритейла, но и складской недвижимости.
"Доля интернет-торговли в общем объеме ритейла на сегодняшний день составляет около 5%, а в сделках со складской недвижимостью – порядка 7% от общего спроса. Тем не менее, этот сегмент уже оказал существенное влияние на форматы складских помещений, - комментирует Андрей Постников, Генеральный директор ОРИЕНТИР. - Наряду с обычными распределительными центрами стали появляться фулфилмент-центры. Это центры подбора и отгрузки товаров с минимальной функцией хранения. Собственные фулфилмент-центры строят крупные онлайн-ритейлеры, такие как Wildberries, OZON, LaModa. Есть большое количество операторов, предоставляющих такие услуги, например, Arvato, Бета ПРО, Маршрут и СДТ и другие".
Ключевые отличия фулфилмент-центров от складов класса А:
· многоуровневая мезонинная система хранения (в 3-5 этажей),
· повышенная нагрузка на пол,
· большее число людей (например, на объекте Ozon, когда его полностью запустят, будет работать порядка 5 тыс. человек на 113 000 кв. м. Такого количества людей нет ни на одном сопоставимом по размеру складе),
· система кондиционирования и вентиляции, климат создается на всех уровнях склада (т.к. люди работают на всех его "этажах"),
· более высокий уровень автоматизации логистических процессов, · сниженная доля застройки в общей площади используемого земельного участка.
Специфика работы фулфилмента заключается в штучном подборе товара. Если речь идет о более-менее унифицированных коробках, как в ИКЕА, то можно осуществлять подбор при помощи роботизированных систем, но для штучного товара при формировании индивидуального заказа конечного покупателя внедрить такие системы на настоящий момент сложнее и дороже. Поэтому товар там подбирается большей частью вручную, а для более эффективного использования объёма помещения устанавливаются многоуровневые стеллажные системы или мезонины. Таким образом, склад высотой 12 м превращается в 3-5 этажный склад. Высота стандартного склада ОРИЕНТИР также составляет 12 метров и его можно превратить в 5 этажный объект, как, например, в фулфилмент-центре Ozon (складской комплекс ОРИЕНТИР СЕВЕР-1). Необходимость установки стеллажных систем подразумевает большую нагрузку на пол, чем в обычном классе А. По стандартам предусмотрено не менее 8 тонн на 1 кв. м. В фулфилмент-центрах этот показатель может превышать 15 тонн на 1 кв. м и до 40-60 тонн усиления под опоры. Еще одной особенностью работы фулфилмента являются изменённые требования к зоне погрузки-выгрузки и площадкам на территории склада. В стандартном складе класса А количество доков должно составлять примерно 1 шт. на 700-800 кв. м площади, как правило, речь идет о доках под фуры с высотой загрузки 1,2-1,5 м. В фулфилмент-центре необходимо предусматривать также доки, погрузочные рампы и разворотные площадки для малотоннажного транспорта. Таким образом, общее количество доков увеличивается до 1 шт. на 500 кв. м. Повышенные требования к количеству и размерам парковочных мест и маневровых площадок означают уменьшение доли застройки до менее, чем 45% от общей площади земельного участка, в отличие от 55% для традиционного склада класса А.
Отдельно стоит упомянуть цифровизацию и автоматизацию складских комплексов. Если роботы пока не могут получить большого распространения, ввиду своей дороговизны и невозможности полностью заменить людей в характерном для фулфилмента штучном отборе, то конвейерные системы, системы сортировки заказов, автоматической загрузки автотранспорта и системы управления складами (Warehouse Management Systems – WMS) уже прочно вошли в обиход современных фулфилмент-операторов. Такие системы экономят время, снижают влияние человеческого фактора и облегчают работу с отказами и возвратами. Если обычный склад еще может обходиться без электронного учета, то фулфилмент-центр представить без него невозможно.
В компании ОРИЕНТИР создано специальное подразделение, которое выполняет полный цикл работ по автоматизации складских процессов заказчика, что позволяет оказывать услуги по принципу "одного окна": начиная с разработки технической и архитектурной концепций будущего склада, до строительства, производства, сборки и пуско-наладки специализированного оборудования, а также осуществления его последующего обслуживания. Т.е. клиенту не требуется искать отдельно девелопера, который построит объект и специализированную компанию по разработке концепции, проектированию, закупкам и установке оборудования автоматизации процессов. Теперь компания ОРИЕНТИР предлагает пакетное решение.
Несмотря на пока сравнительно невысокую долю e-commerce в общем объеме спроса на складские помещения, этот сегмент является безусловной точкой роста. По консенсус-мнению российских логистических экспертов именно e-commerce станет главным драйвером эволюции современных распределительных центров. Решения, необходимые для качественного фулфилмента, постепенно перенимаются другими пользователями и становятся все более распространёнными требованиями на рынке.