Эстонская железная дорога пытается помочь балтийскому транзиту
Государственная транзитная комиссия обсудила предложения Eesti Raudtee (Эстонской железной дороги, ЭЖД) и департамента технического надзора о скорейшей разработке законопроекта по изменению методики формирования тарифов при использовании железнодорожной инфраструктуры.
Срочное изменение условий формирования тарифов делается в интересах грузоотправителей и перевозчиков, заявил «Гудку» пресс-секретарь ЭЖД Урмас Глазе. По его словам, транзитная комиссия в основном одобрила представленные ей рекомендации о разработке новой методики формирования инфраструктурных тарифов. В частности, было одобрено предложение ЭЖД о фиксации верхних и нижних пределов тарифов за использование железнодорожной инфраструктуры в течение всего календарного года. Перевозчикам это позволит намного эффективнее и на более продолжительный срок утверждать свои бизнес-планы. Комиссия также поддержала предложение о более гибком распределении пропускной способности железной дороги. По мнению Урмаса Глазе, новый закон о тарифной политике может вступить в действие к маю нынешнего года.
Пойти на изменение принципов формирования тарифов эстонских железнодорожников вынудил спад объёмов перевозок, вызванный экономическим кризисом, а также недавней тарифной политикой ЭЖД. В прошлом году магистраль увеличила ставки на использование железнодорожной инфраструктуры, а также отказалась от практики заключения долгосрочных договоров с клиентами. Однако многие регулярные экспедиторы выразили недовольство новыми условиями. По словам руководителя железнодорожного отдела компании Tschudi Logistics AS Марта Лоо, изменения выгодны дороге, теперь она может повышать тарифы каждый год. А грузоотправителей такое положение не устраивает. Исполнительный директор Ассоциации логистики и транзита Аго Тиймана вообще полагает, что при отсутствии стабильности существование транзита в Эстонии ставится под вопрос. Грузоотправитель раньше мог подсчитать тарифные расходы на 3 – 5 лет вперёд, а сейчас никто не знает, какой тариф будет на следующий год. Чтобы заключить весомые контракты, цена должна фиксироваться как минимум на год, выразили «Гудку» свою точку зрения в компании CF & S Estonia Logistics AS. Хотя есть и сторонники коротких договоров, особенно среди нерегулярных операторов.
Комиссия рассмотрела также сложившуюся в стране ситуацию с транзитом, обсудила его возможности на примере работы ЭЖД, Таллинского и Силламяэского портов. Отмечено, что оборот транзитного сектора в первые месяцы года несколько снизился по сравнению с тем же периодом прошлого. Но участники перевозочного процесса не намерены опускать руки. Оптимистично настроено руководство Силламяэского порта, оценивая потенциальные возможности транзитного бизнеса. Директор по маркетингу Андрей Биров в беседе с «Гудком» рассказал, что порт и в нынешней ситуации спада сумел найти новые возможности, чтобы разнообразить свои услуги. Так, на его территории оборудована обширная площадка для временного хранения экспортных автомобилей, началась перевалка новых грузов, например масла горючего сланца (добавки для топлива ТЭЦ). В Силламяэ продолжаются дноуглубительные работы для приёма самых крупных танкеров на Балтике.
С февраля правительство России отменило налоги на удобрения, предусмотренные для экспорта. Это уже сказалось положительно на эстонском транзите: в порт Мууга прибыла первая партия удобрений российского предприятия «Акрон», такой же груз поставляется в порт Силламяэ. В Силламяэском порту заканчивается строительство терминала для перевалки жидких удобрений.
Однако не все участники рынка оптимистичны. Председатель правления терминала Tankchem порта Силламяэ Вячеслав Спирин сказал, что ситуация не улучшается. А г-н Тийман полагает, что пока нет повода для радости – это первые маленькие шаги на пути восстановления транзита. Тем не менее инициатива железнодорожников по совершенствованию тарифной политики, возрастающая активность портовиков в транзитном бизнесе, возможно, приведут к тому, что в этом году показатели грузоперевозок превысят прошлогодние, считают они.
Справка «Гудка»
Первая железная дорога в Эстонии была открыта для движения 5 ноября
1870 года на линии Палдиски – Ревель (Таллин) – Нарва – Гатчина. Гатчина была станцией на Петербургско-Варшавской железной дороге.
Основные показатели технической оснащённости и перевозочной работы (среднегодовые): эксплуатационная длина пути – 958,5 км, в т.ч. электрифицировано – 130,7 км (13,6%). Погрузка грузов – 5 млн тонн, в т.ч. в международном сообщении – 1,3 млн тонн (26%).
В январе этого года Eesti Raudtee была разделена на два дочерних предприятия – AS EVR Infra и AS EVR Cargo.
AS EVR Infra занимается инфраструктурой железной дороги, а AS EVR Cargo развивает грузоперевозки.
«Гудок», 17.03.2009