Есть ли будущее у автомобильных грузоперевозок?
За несколько десятилетий, прошедших с момента появления первых грузовых автомобилей, перевозка грузов этим видом транспорта успела стать привычным и повседневным делом. По мере того, как увеличивалось количество грузовиков, росла их грузоподъемность, расширялась дорожная сеть во всем мире, значимость автомобильных перевозок тоже росла. Сегодня существует логистика, gps-мониторинг транспорта и многие другие новшества, которые делают эти перевозки еще более удобными.
Однако в течение нескольких последних лет ситуация начала меняться. Во всем мире нефть стремительно дорожает, следовательно, увеличивается и цена на бензин. В результате во всех странах наблюдается рост тарифов на автомобильные перевозки, тенденция эта едва ли изменится. Означает ли это, что автомобильные грузоперевозки канут в прошлое, уступив место более дешевому транспорту? Скорее всего, нет.
Дело в том, что полноценной замены для автомобильных перевозок пока не существует. Даже если груз доставляется по железной дороге, по морю или по воздуху, на начальном и конечном этапе пути обязательно используются грузовые автомобили. Тем более что автомобильная навигация совершенствуется, а доставить груз можно в любую точку страны или города.
Конечно, при перевозке больших партий груза на дальние расстояния железнодорожные перевозки оказываются намного экономичнее. Но ведь для загрузки в вагоны груз сначала доставляется на станциюE0втомобилем. А в конечном пункте другая машина доставляет его на склад. То есть на протяжении пути товар перегружается трижды. Что может произойти с грузом при этом? Его могут повредить, потерять или, скажем откровенно, разворовать. Да и сам процесс погрузки-разгрузки стоит денег и отнимает время. Контейнерные перевозки отчасти решают эту проблему, но они тоже недешевы.
Если расстояния небольшие, то проще, опечатав автомобиль, доставить товар непосредственно получателю "от двери до двери". Это будет быстрее и надежнее. Тем более что при перевозке особо ценных грузов несложно организовать автомобили сопровождения и вооруженную охрану.
Не стоит забывать и о скорости. По железной дороге грузы двигаются в среднем со скоростью 300 км за сутки, тогда как автомобиль может пройти за то же время намного большее расстояние. Если рассматривать грузоперевозки по России, где дистанции измеряются в тысячах километров, этот фактор может быть особенно важен. Пожалуй, по скорости с автомобилями может соперничать лишь авиация, но стоимость авиаперевозок несоизмеримо выше.
Один из основных недостатков автомобильного транспорта - малый объем. Но это также является и достоинством. Перевозить по железной дороге или по морю две, пять или десять тонн груза просто нерентабельно. Заплатив за место в вагоне или трюме, приходится долго ждать, пока состав будет сформирован, а судно загружено. На это иногда уходят недели. Единственным транспортом, который может взять небольшой груз и сразу отправиться в путь, является автомобиль.
Учитывая все вышесказанное, можно с уверенностью утверждать, что автомобильные грузоперевозки не потеряют своей актуальности в ближайшие годы, несмотря на растущие цены на этот вид транспорта. Полностью отказаться от автомобилей человечество сможет только тогда, когда появятся новые транспортные средства, которые смогут обеспечить быструю доставку небольших объемов грузов непосредственно до ворот получателя. Но это едва ли произойдет скоро.
NovgorodAUTO.ru; 25.05.10