25.10.05

ЕС требует бесплатного авиатранзита через Россию

Европейский Союз в ходе переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию намерен добиваться отмены Москвой платы за пролет иностранных самолетов над своей территорией. вопрос о транзите был вновь поднят премьером Великобритании Тони Блэром во время недавней встречи с президентом РФ Владимиром Путиным в ходе саммита Россия - ЕС. Вчера глава российской делегации на переговорах по присоединению к ВТО, заместитель министра экономического развития и торговли РФ Максим Медведков сообщил, что Россия, которая ранее говорила о возможности присоединения к ВТО в 2005 году, может завершить переговоры к июню будущего года.

По данным Европейской комиссии, авиакомпании ЕС в этом году будут вынуждены заплатить за пролет через Сибирь около 350 млн., что сводит на нет эффект от экономии горючего в результате использования более короткого маршрута при авиарейсах в Азию. Брюссель обсуждал возможность поэтапной отмены платежей до 2013 года, однако Москва отказалась конкретизировать свои планы. По словам представителя ЕС, платежи за авиатранзит несовместимы с международным авиационным правом, при этом Брюссель озабочен также ограничениями на частоту пролетов через Сибирь. "Нам необходимы заверения, что Россия будет придерживаться соглашения. Ясно также, что поэтапность отмены платежей не может означать лишь то, что они будут отменены в последний день 2013 года, что-то должно начать меняться быстро", - сказал он. Министр транспорта РФ Игорь Левитин на днях заявил, что Россия будет продолжать регулировать пролет иностранных самолетов над своей территорией на основе спецразрешений и будет взимать и транзитный налог, и тариф за навигационное обслуживание.

По словам И.Левитина, отменить двойную плату можно будет не раньше 2013 года. "Россия сейчас берет плату за аэронавигационное обслуживание и коммерческую плату за транзит, - заметил министр. - Это при том, что мы, понимая, что мы берем плату за транзит, долгое время не повышали плату за аэронавигационное обслуживание. Для сравнения, у нас это стоит $95 за 100 километров, в Германии - $180, в Англии - $220". Деньги за транзит сейчас получает авиакомпания "Аэрофлот". Такая схема осталась еще с советских времен, и, как заявил И.Левитин, "за один год ничего изменить нельзя и потеря денег будет болезненной для "Аэрофлота". При этом И.Левитин обратил внимание, что ЕС выставляет этот вопрос как препятствие для вступления России в ВТО. "Но наша позиция в том, что этот вопрос не имеет к ВТО никакого отношения. Ведь Китай, вступивший в ВТО, тоже не разрешает транзит через свою страну", - сказал глава Минтранса. Россия ведет переговоры о вступлении в ВТО с 1994 года.

Интерфакс