Электронные маршруты
Решение о создании единой электронной базы данных принято на заседании подкомитетов по инфраструктуре, логистике и железнодорожному транспорту Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Наличие паспортов должно помочь более точно и эффективно планировать развитие транспортно-логистической инфраструктуры международных транспортных коридоров.
Как пояснил «Гудку» заместитель директора департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК Максим Асаул, пока этот вопрос рассматривается в качестве идеи. Члены подкомитета на заседании решили, что необходимость в таких паспортах есть и работа в этом направлении будет начата.
«Дело в том, что в ЕврАзЭС был принят и утверждён перечень транспортных коридоров, а в рамках ЕАЭС такого перечня нет. Поэтому мы сначала определимся с перечнем коридоров, которые интересны членам союза, а после этого займёмся их паспортизацией», – отметил он.
По его словам, речь идёт о создании паспортов в электронном виде, в которых вся необходимая информация будет предоставляться в режиме on-line. В частности, о пропускных способностях того или иного коридора, наличии пробок, объёмах грузов по всем видам транспорта и так далее. Эти данные позволят выявлять «узкие» места коридора. И на их основании можно будет принимать решение о развитии транспортно-логистической инфраструктуры каждого коридора.
«Сейчас представители министерств транспорта стран ЕАЭС должны нам представить предложения, какие им маршруты интересны в первую очередь. Кроме того, совместно обсудим, перечень какой информации они хотят видеть в электронной базе, и будем дальше планировать работу. Может быть, стороны захотят составить какую-то «дорожную карту» или план работ по каждому транспортному коридору», – уточнил Максим Асаул. Пока в ЕЭК есть понимание, что электронные документы должны будут содержать информацию о протяжённости транспортного коридора, странах, через которые он пролегает, и условиях работы.
По оценкам экспертов, паспортизация коридоров будет весьма полезной при соблюдении ряда условий. Как считает заместитель председателя комитета Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) Виктор Жуков, очень важно то, как станут выглядеть электронные паспорта и какая в них будет «начинка».
«У нас в ОСЖД разработаны паспорта на 13 транспортных коридоров по 12 основным параметрам, очень подробные. Перевести их в электронный вид было бы очень полезно. Мы готовы сотрудничать с ЕЭК в этом направлении, поэтому такая возможность не исключена. В ОСЖД входит 26 стран, и организация заинтересована в развитии сотрудничества и совершенствовании перевозок между Европой и Азией», – сообщил он «Гудку».
По оценке ведущего научного сотрудника Центра экономических исследований Российского института стратегических исследований Олега Ларина, такой продукт, безусловно, нужен. «В первую очередь практическая выгода от наличия электронного паспорта будет для системы, которая занимается развитием этих транспортных коридоров, а это и сама ЕЭК, и национальные правительства. В них будет собрана подробная информация обо всей инфраструктуре стран ЕАЭС, и станет возможно принимать обоснованное решение, что на сегодняшний день необходимо развивать, то есть заниматься реконструкцией существующих объектов или строить новые», – пояснил он. Второй практический момент, по его мнению, это возможность при наличии электронной базы данных решать вопросы организации логистики, тарифов, конкуренции, оптимизации маршрутов экспедиторами, транспортными компаниями.
По мнению эксперта, разработчикам электронных паспортов необходимо обратить внимание на ряд моментов. В них, кроме основных параметров, запланированных ЕЭК, должна содержаться также информация о состоянии инфраструктуры транспортного коридора, их пропускной способности, где и какие информационные технологии используются, а также о наличии средств связи, сервисе и другие важные для экспедиторов и транспортных компаний сведения.