Электронное досье
C 1 января 2014 г. электронное декларирование у нас внедрено в полном объеме. И даже в прошлом году более 4 млн таможенных деклараций подавалось через интернет. Такой формой декларирования охвачено уже 94% участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Этот процесс хорошо укладывается в рамки внедрения новых информационных технологий в стране в целом. Реализуется проект «Электронная Россия», внедряется межведомственный электронный документооборот. Кроме того, в рамках Таможенного союза у нас теперь ИИCВВТ-система (интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли Таможенного союза. — «Ведомости») становится все более и более работоспособной.
Электронные формы декларирования максимально ограничат общение участников ВЭД с должностными лицами, что, в свою очередь, исключит возможность коррупции. А во-вторых, позволит избежать неоднозначности юридических трактовок одних и тех же норм. Максимальный упор сделан на автоматизацию процесса — чтобы должностное лицо таможенного органа, если нужна какая-то дополнительная проверка, проводило ее исключительно через [автоматизированную] систему управления рисками. Я расскажу, что было нами сделано по ее развитию.
В 2013 г. был внедрен субъектно-ориентированный подход к анализу управления рисками на основе автоматического категорирования участников ВЭД по отраслям (согласно приказу ФТС от 7.09.2012: на основе критериев, характеризующих участников ВЭД; категория участника ВЭД соответствует уровню риска нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле — высокой категории соответствует высокий уровень риска; основная часть критериев — такие, по которым оценку деятельности организаций можно рассчитать автоматически с использованием информационных баз данных таможенных органов. — «Ведомости»). Были изданы соответствующие правовые акты ФТС. Сейчас идет формирование электронных досье участников ВЭД, куда заносится информация о результатах таможенных проверок, о запросах документов и сведений, на основании которой каждому участнику присваивается соответствующий рейтинг. В настоящее время в этот перечень включено уже порядка 300 организаций.
Цифры по I кварталу свидетельствуют, что этими организациями оформлено более 7% деклараций и уплачено 10% таможенных платежей (речь идет о категории участников ВЭД с низким уровнем риска).
В целом же в категорию с низким уровнем риска у нас попадает более 2000 организаций, на долю которых приходится практически 40% оформленных деклараций и более 50% уплаченных таможенных платежей.
Внедрение этого метода позволило нам достичь следующих цифр. По состоянию на конец 2013 г. таможенный досмотр проводился в отношении менее 1% товарных партий от общего их числа; таможенная экспертиза — в отношении 0,13%; запрос дополнительных документов, подтверждающих заявление сведений, осуществлялся в отношении 1,3% товарных партий.
Разумеется, чаще всего на слуху бывают случаи, когда, скажем, где-то в порту остановили транспортное средство и длительное время шла экспертиза, результаты которой зачастую ни к чему не привели. Но такие случаи как раз подтверждают необходимость этой работы. Там, где есть ее результаты, незаконная деятельность была пресечена, а участник привлечен к ответственности, но это огласки не получает.
Ведется нами работа и по совершенствованию и согласованию глав и статей Таможенного кодекса Евразийского союза. Здесь нам предстоит рассмотреть нормы в отношении таможенных представителей и уполномоченных экономических операторов. В рамках дорожной карты подготовлены российские законопроекты, которые устраняют некие правовые коллизии и спорные моменты. И здесь одним из плюсов является то, что в рамках Евразийской экономической комиссии активное и непосредственное участие в этой работе принимали и принимают представители бизнес-сообщества.
Следует упомянуть и о совершенствовании порядка взимания таможенных платежей. Здесь тоже активно внедряются современные информационные технологии, позволяющие в режиме онлайн контролировать уплату таможенных платежей. Это и микропроцессорные таможенные карты, и удаленная уплата платежей — что позволяет осуществлять выпуск [через границу] товаров до момента фактического поступления денежных средств. Уже внедрена автоматическая система по учету обеспечения уплаты таможенных пошлин и платежей. И вот характерный пример: таможенные органы получают информацию о перечислении на их счета денежных средств в течение 2-3 часов с момента поступления из Федерального казначейства. Фактически созданы условия, при которых у бизнеса отсутствует необходимость авансировать таможенные платежи.
Ведомости