Экспресс-перевозчики ценят гибкость таможни
Ассоциация экспресс-перевозчиков России (АСЭП) организовала круглый стол Индустрия экспресс-перевозок в России: проблемы и перспективы , где особое внимание было уделено взаимоотношениям операторов этого рынка с таможенными органами.
Президент АСЭП Владимир Стройков заявил, что таможня сегодня - это более гибкая структура по сравнению с другими министерствами . По его словам, ФТС, пожалуй, единственное ведомство, которое работает с бизнесом на опережение, то есть до того, как принимаются какие-то важные документы, и бизнес-сообщество узнает об этом постфактум .
Безусловно, диалог с таможенными органами является очень важным для бурно развивающегося в России рынка экспресс-доставки, на котором ежегодный рост товарооборота, по некоторым оценкам,составляет 30-35 процентов. В целом же ежегодный оборот российского рынка, по данным компании ЕМС Гарантпост , варьируется от 150 до 250 миллионов долларов. При этом, заметил Владимир Стройков, экспресс-перевозчики оперируют с 50 процентами всех таможенных деклараций в крупнейших мировых центрах торговли .
Дать точные оценки рынка на настоящий момент очень сложно. Так, к примеру, по данным TNT, количество курьерских отправлений внутри России составляет 800-900 тысяч в год, а количество отправлений за рубеж - около 600 тысяч. По данным Почты России , объем российского рынка экспресс-доставки составляет 200-250 миллионов долларов, из них около 150 миллионов приходится на международную доставку, более 70 процентов которой контролирует так называемая большая четверка (Т1ЧТ Express, DHL, UPS и FedEx).
Объективных независимых оценок рынка на данный момент не существует. Владимир Стройков объясняет такое положение дел молодостью и неразвитостью рынка. Наша ассоциация готова предоставить данные, помочь в проведении таких исследований, но сами мы пока не имеем достаточных инструментов для этого, - сказал он, отвечая на вопрос о возможности проведения таких исследований за счет ассоциации. - Давайте скажем так: это вопрос далекого будущего .
Операторы данного сегмента рынка, заметил он, активно участвовали в обсуждении нового Таможенного кодекса, и некоторые предложения экспресс-перевозчиков нашли отражение в законе. В целом, по словам менеджера TNT в России Дмитрия Чельцова, компании экспресс-доставки положительно оценивают работу по новому кодексу, потому что в основном это закон прямого действия. Одно из несомненных его достоинств - значительное сокращение сроков таможенного оформления. Бывает, что грузы оформляются за несколько часов , - заметил Дмитрий Чель-цов. Помимо этого, он отметил также отмену лицензирования деятельности в околотаможенной сфере, а также упрощенный порядок таможенного оформления. В то же время, на круглом столе, наряду с рядом других важных проблем, стоящих перед операторами рынка, был выделен и блок проблем, относящихся к сфере таможенного регулирования. К их числу были отнесены: мультимодальные перевозки; учет грузов на СВХ; категоризация экспресс-грузов по стоимости; пре-дотгрузочная инспекция и таможенные сборы.
С сожалением участники круглого стола констатировали, что большая часть таможенных вопросов, регулируется сейчас не ФТС России, а другими ведомствами, главным образом Минэкономразвития, а потому традиционные обращения участников ВЭД в Федеральную таможенную службу уже не могут решаться в этом ведомстве.
По мнению Дмитрия Чельцова, отсутствие до настоящего времени регламента взаимодействия между ФТС и Минэкономразвития является негативным фактором для участников ВЭД. Кроме того, выразил он пожелания операторов рынка экспресс-доставки, хотелось бы, чтобы разработка технологических схем осталась в ведении ФТС России .
Журнал "Таможня" 11 от 14.06.05