16.02.09

Экспресс-доставка теряет скорость

В условиях спада деловой активности снижаются и темпы роста рынка экспресс-доставки. Однако драматического падения в этой отрасли ожидать не стоит, уверены участники рынка, которые, впрочем, уже начали предлагать клиентам скидки на свои услуги.

В последние месяцы 2008 года наметился некоторый спад, но он не приобрел устрашающих размеров, — отмечают эксперты. Несмотря на то, что обороты отрасли в прошлом году были ниже ожидаемых, рынок все-таки вырос по сравнению с 2007 годом, когда его объем составил порядка 1 млрд долларов. По оценкам управляющей компании «Финам Менеджмент», в прошлом году российский рынок экспресс-доставки мог достичь 1,2–1,25 млрд долларов (то есть порядка 31–35 млрд рублей). «Рынок экспресс-доставки остается непрозрачным. Оценки его объемов даже среди участников рынка существенно варьируются», — подчеркивает аналитик этой компании Максим Клягин.

До сих пор экспресс-доставка росла впечатляющими темпами — на 30–40% в год. Для сравнения в Европе этот показатель равен 2–4% в год. Особенно активно развивается и влияет на динамику увеличения объема рынка в денежном выражении высокий спрос на междугородную доставку. Ежегодные темпы роста ее объемов, по оценкам исследовательской компании «Экспресс-обзор», составляют порядка 20%. В то время как объемы доставки внутри России в среднем увеличиваются на 40%.

«Безусловно, темпы роста рынка снижаются (по нашим оценкам, динамика роста уже в 2008 году составила 25–30%), — рассказывает начальник отдела маркетинга и рекламы оператора экспресс-доставки «СПСР-Экспресс» Ксения Колесникова. — Но это происходит не только из-за кризиса, который охватил многие секторы экономики и, соответственно, основных потребителей экспресс-услуг, в том числе рынок ритейла, а также по причине насыщения рынка».

Впрочем, опрошенные BFM.ru участники рынка отмечают, что оттока клиентов не наблюдается. «Несмотря на проблемы в мировой экономике и, как следствие, сокращение ВВП в конце 2008 года, услуга экспресс-почты показала достаточно стабильные темпы развития», — рапортует в своем релизе служба экспресс-доставки «EMS Почта России» (подразделение «Почты России»). За 2008 год в России было доставлено более 2,6 миллионов EMS-отправлений, а рост дохода по данной услуге составил 40%. «Мы бы не назвали наблюдаемое сегодня «тенденцией сокращения клиентского потока». Это, скорее, тенденция изменения структуры отправлений и востребованности экспресс-услуг у различных отраслей», — говорит Колесникова. С ней соглашается и генеральный директор «Сити Экспресс» Андрей Княжинский, по словам которого даже в нынешнее время далеко не для всех определяющим фактором является цена.

В нынешних условиях у российских компаний появляется конкурентное преимущество: более низкие цены на услуги, чем у операторов «большой четверки» (DHL, UPS, TNT Express, Federal Express), — говорят эксперты. По данным исследований «Экспресс-обзор», эти четыре компании занимают порядка 41,3% рынка. Так, у крупнейших российских служб экспресс-доставки стоимость отправления по Москве весом до 1 кг составляет в среднем от 250 до 600 рублей. У представленных в России зарубежных операторов — 760–969 рублей.

«Судя по всему, клиенты операторов экспресс-доставки сейчас действительно работают над оптимизацией, но это не выражается в смещении спроса в пользу более дешевого предложения, так как цены при сопоставимом качестве услуг в принципе не сильно различаются», — говорит Максим Клягин. По его мнению, пока речь идет о поиске оптимальных схем работы и, возможно, более гибких условий сотрудничества.

«Одним из основных полей конкурентной борьбы для нас является Москва. Поэтому мы снижаем стоимость срочной местной доставки до 40%, чтобы помочь клиентам справиться со сложившейся ситуацией, а нам — увеличить клиентскую базу. При этом тарифы на междугородную доставку снижены на 15-20%», — рассказывает Княжинский. «Мы разрабатываем для клиентов специальные тарифные сетки, предоставляем комплексные скидки. Так, уже в самом начале 2009 года мы внедрили новую комплексную программу скидок, которая начинает «работать» при заключении договора с новым клиентом», — рассказала Ксения Колесникова.

О том, насколько серьезно может сказаться кризис на объемах экспресс-доставки, участники рынка говорят неохотно. «В первом квартале 2009 наблюдается снижение оборотов на 10–15%. Однако делать какие-то выводы и прогнозы пока рано», — считает Андрей Княжинский. «Наши прогнозы оптимистичны, так как наш сервис для некоторых отраслей, например, текстильной и автомобильной промышленности, сферы высоких технологий является неотъемлемой частью их предложения рынку, — считает менеджер по связям с общественностью DHL Мария Верномудрова. — Хотя в нынешних кризисных условиях сокращение затрат на логистику может найти объяснение, компаниям необходимо четко понимать целесообразность таких решений. Ведь логистика — это, прежде всего, конкурентное преимущество». Она напоминает, что по оценкам независимых экспертов, в предыдущие годы рынок рос в среднем на 30–40%, в этом году темпы его роста, вероятно, замедлятся.

По оценкам экспертов, динамика рынка в 2009 года все же окажется положительной и будут на уровне 10–15%. «Однако не исключено, что темпы роста могут оказаться нулевыми. Причины кроются в общем снижении деловой активности на фоне существенного замедления темпов роста экономики страны в целом, и весьма негативных тенденций, развивающихся в ряде отдельных ее отраслей», — считает Клягин.В 2009 году темпы прироста отрасли существенно не снизятся, прогнозируют эксперты «Экспресс-обзор», а рынок вырастет до 41,8 млрд рублей.

BFM.ru ; 16.02.09