16.05.19

Экспортный потенциал РФ тонет в нефти

В глобальных цепочках Россия пока остается в основном сырьевым придатком.

Максимальный объем экспорта товаров и услуг, зафиксированный в РФ в 2013 году, так и не был превзойден. Структура экспорта почти не изменилась: примерно две трети – продукция топливно-энергетического комплекса. Такие итоги шестилетки подводят аналитики международной сети FinExpertiza. Власти планируют почти удвоить к 2024 году объем несырьевого экспорта. Но, похоже, за рамками их внимания остался ключевой вопрос: почему до сих пор РФ не сумела выйти в лидеры высокотехнологичного экспорта и не заняла место рядом с Японией, Южной Кореей или, допустим, Китаем?

Российский экспорт за последние примерно шесть лет не продемонстрировал качественного скачка. Об этом можно судить по исследованию, проведенному специалистами международной сети FinExpertiza. Результаты анализа были обнародованы в среду на международном форуме «Go Global Summit».

В исследовании 2013 год стал эталоном: тогда экспорт и товаров, и услуг был максимальным за весь период 2013–2018 годов. Объем поставок товаров достигал 526,4 млрд долл., услуг – около 70 млрд долл. Затем случился провал, после чего началось восстановление. Однако до сих пор Россия так и не вышла на уровень 2013-го. На конец 2018-го стоимостной объем экспорта товаров составил около 452 млрд долл., что на 14% ниже уровня 2013-го. Объем экспорта услуг был 64,7 млрд долл., на 8% ниже уровня 2013-го, сообщают аналитики.

Конечно, в отдельных случаях можно говорить о новых тенденциях и локальных успехах. Так, сейчас экспорт продовольствия по вкладу в общую экспортную выручку приближается к машинам и оборудованию, сообщает председатель совета директоров сети FinExpertiza Елена Трубникова. Активно росли объемы поставок сырья и продукции лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Если же говорить об экспорте вооружений, то, по экспертным оценкам, текущий уровень – «потолок, который нашей стране будет нелегко пробить», добавляет Трубникова.

В итоге общая картина остается почти неизменной. «В товарной структуре российского экспорта основу – примерно две трети – составляет продукция топливно-энергетического комплекса, – сообщают исследователи. – Главным экспортным товаром России была и остается сырая нефть. Она составляет в разные годы от четверти (2015–2016-е) до трети (2013-й) всего экспорта России. В 2018 году доля сырой нефти составляла 28,5% всей экспортной выручки».

«Экспорт России остается по своей сути сырьевым и чрезвычайно чувствительным к колебаниям мировых цен. В случае значительного снижения цен выпадение доходов пока нечем компенсировать», – предупреждают авторы исследования.

Власти объявили о планах почти удвоить за предстоящие шесть лет объем несырьевого неэнергетического экспорта. В новом майском указе президента Владимира Путина одна из национальных целей – «создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами».

По паспорту нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» (руководитель проекта – глава Минпромторга Денис Мантуров), несырьевой неэнергетический экспорт должен увеличиться со 135 млрд долл., зафиксированных в 2017-м, до 250 млрд долл. в 2024-м. Это должно произойти за счет продукции машиностроения, агропромышленного комплекса, услуг и т.д.

«Основной блок мероприятий нацпроекта в этом году сводится к созданию максимально благоприятной среды для развития экспорта. Это в первую очередь наша интенсивная нормотворческая работа, подготовка отраслевых планов, правил предоставления государственной поддержки, решения по устранению барьеров. В основном правовые акты приняты, система поддержки развернута», – сообщил вчера директор департамента Минпромторга Константин Тарабрин.

Но, как и в случае с другими показателями нацпроектов, остается открытым вопрос: почему выбраны именно такие целевые ориентиры – в частности, почему годовой объем несырьевого неэнергетического экспорта должен увеличиться именно до 250 млрд долл.? Возможно, с тем же успехом могла быть указана любая другая цифра.

При этом, похоже, за рамками внимания правительства остался ключевой для дальнейших преобразований вопрос: почему Россия до сих пор не вышла в мировые лидеры по несырьевому и особенно высокотехнологичному экспорту? Что помешало: недофинансирование, отсутствие таких приоритетов на самом высоком уровне, неэффективное госуправление, административные и иные барьеры, экономическая неопределенность, противодействие других стран?

Без ответа на этот вопрос довольно странно обдумывать меры, которые должны простимулировать несырьевой и особенно высокотехнологичный экспорт в будущем. Хотя если вдруг главным принципом госуправления становится декларативность целей и распределение ресурсов без дальнейшей ответственности за результат, то такой подход уже перестает удивлять.

«Зависимость российской экономики от сырьевого сектора уменьшилась, но незначительно. Россия продолжает экспортировать сырье в другие страны для производства конечной продукции в рамках глобальных цепочек создания стоимости. Одна из причин такой ситуации как раз и кроется в уже существующих глобальных цепочках, в которых у каждой компании, а значит и страны, своя роль», – поясняет доцент Российского экономического университета Екатерина Новикова.

По словам экономиста, «на данный момент основными центральными узлами стали США, Германия и Китай, в отношении других стран роли распределены в зависимости от их технологического потенциала». За Россией закреплена роль прежде всего поставщика сырья, теперь к этому надо добавить санкционную политику, ограничивающую экспортный потенциал и полноценное участие в цепочках.

«Россия могла бы создавать свои цепочки кооперации со странами-партнерами и быть в них интегратором производственного процесса, но для этого нужно обладать соответствующими технологиями, которых у нас пока нет», – считает Новикова.

Как следует из объяснений гендиректора компании «ЛокоТех-Сигнал» Андрея Романчикова, невозможно продвигать свою продукцию за рубежом, находясь только в России и предлагая стопроцентно российское производство, – нужно выстраивать партнерские сети в других странах, активно привлекая иностранный капитал, кооперируясь с другими предприятиями.

Часть экспертов указывают все же на позитивные тенденции. Как говорит директор офиса продаж «БКС Брокер» Вячеслав Абрамов, есть примеры удачных разработок, которые позволят поставлять за рубеж конкурентоспособную и высокотехнологичную продукцию: это касается производства изделий медицинского назначения, фармацевтики, военной, космической и IT-отраслей.

Независимая газета