Экспортные качели
Интенсивность грузопотока зависит от макроэкономической ситуации
На железнодорожные перевозки приходится немалая доля импортно-экспортного товаропотока, продвижение которого зависит от организации работы международных пунктов пропуска.
На более чем 4 тыс. км государственной границы России с Китаем приходится три погранперехода для грузовых поездов: Забайкальск – Маньчжурия в Забайкальском крае, Гродеково – Суйфэньхэ и Махалино – Хуньчунь в Приморском. Ситуация с идущим через них грузопотоком разнится: в Забайкалье он падает, в Приморье сохраняет тенденцию роста.
За январь и февраль Забайкальская дорога перевезла через международный пункт пропуска Забайкальск 2,3 млн тонн грузов. Это на 21,4% меньше показателя за аналогичный период прошлого года. При этом наблюдаются рост импорта в Россию на 34,7% и снижение экспорта в КНР на 24,2%.
Грузопоток за границу вследствие сложившейся макроэкономической ситуации начал падать ещё в прошлом году. По мнению специалистов дороги, влияние оказали и падение цен на сырьё, и снижение спроса. Так, в 2014-м по сравнению с 2013-м наиболее значительно снизились объёмы перевозок через погранпереход Забайкальск – Маньчжурия каменного угля (минус 2,7 млн тонн) и руды (минус 1,3 млн тонн).
Поставки на экспорт угля уменьшились в прошлом году из-за низкого спроса в Китае на фоне падения внутренних цен и сокращения объёмов добычи. В 2012–2013 годах разница цены на уголь на международном и внутреннем рынках позволяла китайским импортёрам получать хорошую прибыль от купли-продажи сырья. Как пояснили в службе международных связей Забайкальской дороги, значительную часть российского топлива доставляли до китайских пограничных станций Маньчжурия и Суйфэньхэ и быстро продавали на месте. Так, на станции Маньчжурия более 1 млн тонн угля закупало Бюро по внешнеэкономическому и техническому сотрудничеству Харбинской дороги. По мере падения в Китае спроса и цен коммерческие структуры перестали закупать уголь для последующей реализации без контрактов с конечным потребителем.
Прошлогоднее снижение по руде, по словам начальника службы международных связей Забайкальской дороги Алексея Ильина, в основном было обусловлено финансовыми трудностями металлургических компаний северо-востока КНР, а также закрытием ряда предприятий в рамках реализации программы по сокращению избыточных производственных мощностей в китайской металлургии. Негативно повлиял и рост тарифов на железнодорожные перевозки в Китае. Однако с начала 2015 года ситуация изменилась. Уже в январе произошёл значительный (+84,5%) к аналогичному периоду 2014 года рост экспорта руды. А за январь-февраль из России в КНР экспортировано 583,9 тыс. тонн.
В прошлом году выросли экспортные перевозки через погранпереход Забайкальск – Маньчжурия лесных грузов. Их было перевезено 7,06 млн тонн – на 11,2% больше, чем в 2013-м (в январе 2015-го объём перевозок леса составил 585,1 тыс. тонн). Эта тенденция обусловлена как дефицитом на мировом рынке древесины из-за введения ограничений на вырубку лесов в ряде стран-экспортёров, так и высоким спросом со стороны строительной отрасли КНР.
Что касается дальневосточных пунктов пропуска с Китаем и Северной Кореей, то перевозки в их адрес растут с начала этого года.
По данным службы международных связей Дальневосточной дороги, за январь-февраль общий грузооборот сухопутных пограничных переходов магистрали достиг 1,9 млн тонн – с ростом к прошлогоднему уровню более чем на четверть. Так, по пограничному участку Махалино – Хуньчунь (КНР) только в феврале проследовало 74,8 тыс. тонн экспортного груза – на 27% больше, чем годом ранее.
Положительная тенденция наметилась и на другом российско-китайском переходе, Гродеково – Суйфэньхэ. Хотя по итогам прошлого года объёмы перевозок здесь снизились на 19,5% к уровню 2013-го, однако уже в январе, как сообщил первый заместитель начальника дороги Алексей Гладилин, сложившаяся конъюнктура рынка позволила остановить спад и обеспечить рост почти на 3% к аналогичному месяцу 2014 года (при этом российский экспорт вырос на 4,5%). По оперативным данным, в феврале рост грузооборота через переход Гродеково – Суйфэньхэ составил 22%.
Отметим, что для улучшения приёма и передачи грузов через пункты пропуска с Китаем таможня и Дальневосточная дорога совместно реализуют технологию электронного обмена документами. Упрощённый порядок действует в отношении экспорта, отправленного со станций Коршуниха-Ангарская, Челутай, Абаруг-Лесной, Тырган, Новокузнецк-сортировочный, Нерюнгри-грузовая, Олёкма, Чегдомын, Березники и Соликамск. Как уточнили в Дальневосточном таможенном управлении, это сокращает время прохождения груза через погранпереходы.
Растут перевозки и в направлении Хасан – Туманган (КНДР). За январь-февраль здесь перевезено около 250 тыс. тонн грузов, преимущественно угольных. Это практически столько же, сколько за весь 2014 год. Уголь грузится на станциях Челутай и Черногорские Копи в адрес северокорейского порта Раджин.