Эксперты оценили влияние новых тарифов грузоперевозки на стоимость товаров
Предполагаемое повышение тарифов на грузовые перевозки по железной дороге на 6,8% приведет к росту стоимости конечной продукции до 3%, считают эксперты. Больше всего повышение тарифов скажется на стройматериалах.
Индексацию тарифов на перевозку грузов по сети компании "Российские железные дороги" на 2022 год планируется утвердить на уровне 6,8%, сообщает РБК со ссылкой на источники в правительстве России.
В 2023-2024 гг. индексация составит 6,6% и 6,1%. При этом прогноз Банка России по инфляции на 2022 год находится в диапазоне от 4% до 4,5%. Надбавку к тарифу выше прогноза инфляции предполагается направить на капитальный ремонт объектов инфраструктуры и ее расширения.
В РЖД этот вопрос "РГ" комментировать не стали.
На рынке сейчас в целом происходит рост стоимости продуктов, материалов и сырья, даже без учета транспортной составляющей, отмечает генеральный директор компании Nawinia, входящей в международную транспортную компанию ACEX, Олег Урван. В результате железнодорожный тариф внутри цены продукта может остаться в той-же пропорции, что и раньше, замечает он.
В меньшей степени повышение тарифа скажется на продукции высокой добавленной стоимостью - оборудование, автомобили. Но для перевозок грузов 1 класса, то есть, например, угля, щебня, песка это будет значительное увеличение, в конечной стоимости продукции оно может дойти до 3%, указывает генеральный директор "РусТранс" Олег Дегтярев.
В целом, повышение тарифа будет более заметным для дешевых товаров. Например, в стоимости канцтоваров доля перевозки составляет 80%.
Как ранее писала "РГ", по оценкам экспертов, за последний год мировые цены на перевозку автотранспортом выросли от 12,5% до 47%, морем - на 85%, а по железной дороге - на 80%. В России стоимость перевозки первое полугодие 2021 года выросла на 15%, а на определенных маршрутах - на 25%. По мнению представителей логистических компаний и аналитиков, состоявшийся рост тарифов отразится на стоимости конечной продукции во второй половине этого года или в начале следующего, так как многие компании-поставщики работают с получателями грузов, например с торговыми сетями, по долгосрочным контрактам. При этом представители рынка прогнозировали дальнейший стремительный рост тарифов, например, в сфере морских перевозок как минимум до китайского Нового 2022 года (1 февраля). Менее подвержены такому риску, по их мнению, были железнодорожные перевозки благодаря госрегулированию.
Пересмотреть тарифы в РЖД предложили в сентябре этого года, чтобы снизить "ценовое давление" на компанию.
Действующая модель индексации тарифов учитывает только изменение индекса потребительских цен и не учитывает рост цен в промышленности. При этом более половины затрат РЖД не зависит от инфляции, указывал глава РЖД Олег Белозеров в письме к президенту России. Он просил поручить правительству рассмотреть предложения РЖД, так как компания сама закупает промышленную продукцию, топливо, цены на которые выросли в два раза больше, чем тарифы РЖД. Только в 2021 году текущие и капитальные затраты, которые не компенсируются тарифами, составили 40 млрд рублей, указывали в РЖД. В результате нехватка ресурсов может повлиять на выполнения инвестиционной программы компании по ремонту, модернизации и расширению железнодорожных путей, по которым идет на экспорт тот же уголь или металл.
В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) эту идею не поддержали, так как повышение тарифов может привести к росту стоимости конечной продукции. руководитель ФАС Максим Шаскольский в письме первому вице-премьеру Андрею Белоусову указывал, что предлагаемые изменения нарушают принцип долгосрочности и предсказуемости.
Против повышения тарифов выше инфляции выступали и потребители услуг РЖД. В частности, металлурги указывали, что ранее они уже поддержали надбавку к тарифу в 2% для проведения капитального ремонта сети, экспортную надбавку на высокодоходные грузы в 8% и налоговую надбавку в 1,5%. Как указывали они в письме в ФАС, введенные надбавки изначально на один год затем были включены в прейскурант и стали ежегодно индексироваться.
Кроме того, металлурги напоминали, что в 2021 году были введены вывозные таможенные пошлины на продукции из чёрных металлов, которые позволят федеральному бюджету получить дополнительно 160 млрд рублей. Именно из этих средств они предлагали покрывать образовавшийся дефицит финансов у РЖД.