03.04.09

Екатеринбург: строительство складов сворачивается

В Екатеринбурге встали стройки практически всех крупных складских комплексов. От планов выхода на местный рынок временно отказались московские девелоперы: VVV Company (собиралась возводить объект на 100 тыс. кв. м) и «Авалон» (проект на 250 тыс. кв. м). Приостановили проект Евро-Азиатского международного транспортно-логистического центра (ЕАМТЛЦ). Возводить этот объект начали еще в 2002 г. Планировали построить 130 тыс. кв. м, но до конца прошлого года построили лишь 10 тыс. кв. м, после чего проект заморозили. А генеральный директор ЕАМТЛЦ Сергей Шавзис покинул свой пост.

Приостановлен проект логистического комплекса «Новокольцовский» (220 тыс. кв. м). На неопределенный срок отложили строительство складского терминала компании «Металлайн» (45 тыс. кв. м). Временно отказалась от своих планов в сфере логистики управляющая компания «МОСТ» (собиралась построить около 30 тыс. кв. м складов).

Всего в прошлом году в стадии строительства находилось 320 тыс. кв. м екатеринбургских складов, подсчитали в Уральской палате недвижимости (УПН). Более 50% всех этих проектов сейчас заморожены. Еще 30-40% незавершенных объектов сильно убавили в темпах строительства. В итоге прирост складских площадей в 2009 г. если и будет, то незначительный.

Кризис заставил девелоперов отказаться в первую очередь от логистических объектов. Так считает начальник транспортного отдела Банка24.ру Дмитрий Голицын. Ранее он занимал пост руководителя проекта «Логистический центр» компании «Металлайн». «Большинство складских проектов находились на ранних стадиях реализации. Потому, когда девелоперы столкнулись с нехваткой финансирования, проще всего было отказаться именно от таких объектов», - пояснил Д. Голицын.

Запускать в эксплуатацию логистические комплексы сейчас бессмысленно, так как спроса на такие объекты нет, считает директор по развитию логистики компании AVS Logistic Валерий Титчук. Если в прошлом году игроки говорили о дефиците складов в 800 тыс. кв. м и о том, что нужно срочно строить новые объекты, то сейчас даже действующие терминалы столкнулись с нехваткой арендаторов.

Грузопоток действительно серьезно сократился, подтверждают операторы складских площадей. «В прошлом году мы взяли в аренду 16 тыс. кв. м. Полностью заполнить эти площади планировали за шесть-восемь месяцев. Но теперь понимаем, что планы нужно пересматривать. Активность грузовладельцев стабильно падала последние пять месяцев», - уточняет генеральный директор логистической компании «ЛогИн-Урал» Эмзар Гимаев.

Грузовладельцев на существующие площади приходится заманивать всеми доступными способами. Собственники складов уже снизили арендные ставки на 20-30%, а минимальный срок сдачи площадей сократили с четырех-семи до одного-полутора лет. В таких условиях выводить на рынок новый объект нецелесообразно. Потому количество замороженных и прекращенных проектов будет только расти. Рынок заполнят предложения по продаже недостроенных складских комплексов. Цены будут падать и дальше. А оживления в сегменте строительства логистических объектов можно ждать не раньше следующего года, предполагают участники рынка.

ИА "Альянс Медиа"; 03.04.09