ЕЭК наметила сферы для гармонизации правил авиасообщения
Консультативный комитет по транспорту и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) рассмотрел вопрос исполнения мероприятий «дорожных карт» по реализации Основных направлений транспортной политики и принял ряд решений.
Заседание состоялось под председательством члена Коллегии (министра) по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Эмиля Кайкиева.
Комитет одобрил сферы для гармонизации законодательств стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в секторе гражданской авиации. Исходя из текущих договоренностей, их шесть: летная годность воздушных судов, выдача свидетельств авиационному персоналу, управление безопасностью полетов, безопасная перевозка опасных грузов по воздуху, расследование авиационных происшествий и инцидентов.
Речь идет также о такой сфере, как упрощение формальностей. В этом случае предполагается унифицировать положения, предусматривающие свободное передвижение в странах ЕАЭС всех членов экипажей без исключения. Планируется также проработать вопрос пребывания и въезда для членов экипажей воздушных судов, являющихся гражданами третьих стран, сотрудниками авиапредприятий государств ЕАЭС, при выполнении рейсов внутри Союза.
Сейчас эти сферы регулируются на основе законодательства государств-членов ЕАЭС, имеющего ряд различий. В дальнейшем же эти сферы будут гармонизированы для всех пяти стран Союза, то есть различия в них предстоит нивелировать. Это необходимо для формирования общего рынка транспортных услуг в ЕАЭС к 2025 году, согласно Договору о ЕАЭС.
Члены комитета отметили, что по итогам анализа информации от пяти стран ЕАЭС в государствах Союза нет воздушных судов, которые не соответствуют требованиям Международной организации гражданской авиации (ICAO — International Civil Aviation Organization) по авиационному шуму и при этом используются авиаперевозчиками при выполнении регулярных международных воздушных сообщений между странами ЕАЭС. Таким образом, это направление «дорожной карты» по воздушному транспорту до 2020 года частично исполнено. Исходя из этого документа, стороны предполагали изучить ситуацию с использованием таких самолетов, чтобы по возможности изъять их из обращения на рейсах между странами Союза.
Члены комитета обсудили ситуацию с состоянием парка воздушных судов в государствах Союза. Представители стран полагают, что одной из проблем обновления, пополнения и модернизации парка воздушных судов являются высокие таможенные импортные пошлины на их ввоз. Поэтому позиция членов комитета от армянской, белорусской, казахстанской и кыргызской сторон состоит в том, что изменить ситуацию в лучшую сторону можно было бы за счет отмены импортных пошлин или продления льгот на ввоз авиационной техники. По мнению членов комитета от Российской Федерации, представляющих Минтранс России, вопрос выходит за рамки компетенций этого ведомства. В дальнейшем стороны направят конкретные предложения в Комиссию, которые будут рассматриваться на профильных подкомитетах совместно с торговым блоком ЕЭК, в сферу компетенций которого входят вопросы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в ЕАЭС.
В странах Союза завершены внутригосударственные процедуры по проекту Соглашения о судоходстве. Остались процедуры сверки и парафирования текста редакции проекта документа, которые в ближайшее время будут организованы Комиссией.
Стороны также высказались за формирование консолидированной позиции при взаимодействии с международными организациями, определяющими политику в сфере транспорта.