ЕЭК и таможенные споры: возникающие вопросы и возможности их разрешения
Начальник отдела организации мониторинга и судебно-правовой работы правового департамента Александр Наумов рассказал о полномочиях ЕЭК в решении спорных вопросов и порядке обращения в суд Евразийского экономического союза.
Стенограмма выступления начальника отдела организации мониторинга и судебно-правовой работы правового департамента, ЕЭК Александра Наумова на конференции «Таможня 2017: актуальные вопросы ВЭД», организованной газетой «Коммерсантъ».
Если мы говорим о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, то к нему можно содержательно относиться по-разному. Он очень долго создавался и наконец-то сегодня он будет опубликован на сайте Союза (опубликован 12.04.2017 г. – прим. «Альта-Софт»).
Переходя к самой Комиссии надо сказать, что правовое поле не остается без совершенствования. Все решения, которые принимаются (в том числе и Евразийской экономической комиссией) проходят определенную процедуру. У нас есть два уровня принятия: на уровне Коллегии комиссии и на уровне Совета комиссии. По определенному ряду вопросов происходит оценка регулирующего воздействия, по большинству вопросов происходит общественное обсуждение. Все зависит от того, насколько активно Вы хотели бы знать, как дальше будет развиваться законодательство. В зависимости от того, как это будет регулироваться, Таможенный кодекс предоставляет определенные полномочия, и Евразийская экономическая комиссия принимает решения по тем или иным вопросам. Поэтому обязательно участвуйте в обсуждении, и тогда право будет создаваться таким, каким оно должно быть.
Чтобы не было сложностей, у нас есть суд Евразийского экономического союза. Но не по каждому поводу туда можно обращаться. Один из рассматриваемых им вопросов – это все претензии к Евразийской экономической комиссии. Но сначала Вы должны зайти в Евразийскую экономическую комиссию, пообсуждать эти вопросы и только в том случае, если Вы не были удовлетворены, то Вам открывается право обратиться в суд. Бывают разные спорные моменты (между хозяйствующими объектами, с национальными таможенными органами и т.д.), и я вижу из тех сообщений, которые поступают к нам, что многое не совершенно, нет определенного урегулирования. Хотелось бы еще раз сказать, что от Вас многое зависит. Законодательство можно менять, оно не является аморфным. Оно подлежит корректировке, которую хотят те, кто вступает в правоотношения (таможенные правоотношения или какие-либо другие).
Хотелось бы сказать несколько слов о некоторых нюансах. Например, конкретное решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.09.2014 №156. Это решение о классификации подгузников детских одноразовых по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Если посмотреть судебную практику, то на примере данного Решения можно понять, как арбитражные суды могут воспринимать те подходы, которые сейчас складываются, каким образом государство относится к тем или иным нюансам. Например, зашли к нам 4 предприятия, которые непосредственно занимаются непосредственно ввозом данной продукции, с обжалованием данного решения. Мы дали им ответ, что все хорошо. Есть претензии по данному решению, мы будем работать. Но наступил 2017 год. Не секрет, что сейчас действуют единая Товарная номенклатура в новой редакции, где определенные корректировки были внесены. Что касается Решения №156, то оно находится на стадии доработки и неоднократно было на общественном обсуждении. В любом случае в зависимости от того, куда отнесут товар, соответственно такая ставка и будет. Если посмотреть судебную практику, то можно увидеть, что решения классификации занимают определенное место. Ведь в зависимости от того, как товар будет классифицирован, такие по Единому таможенному тарифу будут его ставки. Смотрите на сайт Союза, там всегда опубликована доступная информация. Например, недавно был опубликован доклад по барьерам, изъятиям и ограничениям. Там освещены моменты, которые решают перемещение товара внутри Евразийского экономического союза, есть статья №29, статья №28, которая говорит о том, что внутри Союза не должно быть никаких преград. Все они пока существуют, и государства, которые участвовали в подготовке данного доклада высказались о том, что это имеет место быть. В том числе там связано и с таможенными правоотношениями. Хотелось бы еще раз отметить, что если возникает вопрос, который потом необходимо рассматривать в судебном порядке, то в любом случае изначально он попадет в мое направление (я непосредственно начальник отдела организации мониторинга и судебно-правовой работы). Мы готовы раскрывать и развивать эту тему. Но все зависит от исполнителей. Нам тоже бывает не легко, мы вырабатываем ту позицию, которая есть, пытаясь создать правовой подход, а не субъективный подход чиновника.