19.12.05

Единый билет для Евразии

Совет по транспортной политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭС рассчитывает до конца 2006 г. разработать программу формирования Единого транспортного пространства Евразийского экономического сообщества. Об этом вчера на заседании совета заявил его председатель министр транспорта России Игорь Левитин и обратился к представителям государств - участников ЕврАзЭС с просьбой поддержать проект. Эта тема станет основной на очередном заседании совета по транспортной политике, которое состоится на следующей неделе в Минске.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - международная организация, в состав которой входят Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Республика Таджикистан (Армения, Молдова и Украина имеют статус наблюдателей), - совсем недавно, 10 ноября, завершило свою первую "пятилетку". Совет по транспортной политике был создан лишь в 2002 году для координации действий государств - членов сообщества. Спустя два года он сформулировал общие принципы формирования и применения железнодорожных грузовых тарифов на перевозки между государствами - участниками соглашения о формировании Транспортного союза. Однако для эффективного применения этих тарифов необходимо преодолеть несколько серьезных организационных задач. В частности, унифицировать кардинально различающиеся структуры построения тарифной ставки.

Например, в Казахстане действует четырехставочная система построения грузовых тарифов, причем в национальной валюте - тенге. В некоторых государствах - членах ЕврАзЭС действует Прейскурант 10-01, утвержденный МПС СССР в 1982 году, с пересчетом в национальную валюту по курсу 1992 - 1993 годов. Кроме того, государства - члены ЕврАзЭС являются одновременно и государствами - участниками СНГ, в рамках которого уже действует Тарифная политика железных дорог, предусматривающая установление сквозных тарифных ставок на транзитные перевозки грузов.

Из-за разных подходов к расчетам тарифов до сих пор не запущены несколько крупных евро-азиатских транспортных маршрутов, в том числе проект по организации перевозок алюминия из Таджикистана в направлении портов Клайпеда, Мууга и Мурманск транзитом по железным дорогам Узбекистана, Казахстана и России. По мнению Игоря Левитина, без формирования Единого транспортного пространства (ЕТП) состыковать европейские и азиатские транспортные сети, в том числе железнодорожные, автомобильные и комбинированные, не удастся. Однако финансирование программы развития ЕТП было исключено из бюджета ЕврАзЭС. Глава Минтранса РФ вчера попросил коллег быстрее определиться с транспортными приоритетами сотрудничества. "Прошу оказать содействие, - добавил Игорь Левитин, - в части определения источников финансирования разработки программы Единого транспортного пространства. С учетом того, что время на ее создание уже уходит".

"Гудок"