ЕАЭС и КНР: как повысить эффективность сотрудничества в правовом поле
На сегодняшний день на развитие правовой базы казахстанско-китайских экономических отношений оказывают огромное влияние интеграционные процессы проходящие в регионе. Одной из наиболее глобальных и перспективных программ интеграции является китайская инициатива «Экономический пояс Шелкового пути» озвученная председателем КНР Си Цзиньпином в сентябре 2013 во время визита в Казахстан. В дальнейшем, проект «Экономический пояс Шелкового пути» вошел в комплексную стратегию «Один пояс – один путь», которую поддержали все страны региона.
Перед проектом «Один пояс – один путь» в Евразии стоят несколько глобальных задач:
1. Создание налаженной логистической инфраструктуры для транспортировки энергоресурсов Каспия к одному из крупнейших потребителю Китаю и в целом АТР
2. Создание транспортного коридора для экспорта китайских товаров в Европу
3. Создание сухопутного моста с Ираном, одного из крупных энергетических партнеров Китая, для диверсификации маршрутов получения энергоресурсов.
4. Диверсификация сухопутных маршрутов в Европу.
С точки зрения экономики, инфраструктурная составляющая программы «Один пояс – один путь» представлена несколькими маршрутами из западных районов КНР в направлении ключевых центров экономической активности в Европе и Южной Азии протяженностью от 8,5 до 11 тыс. км. Предполагается, что Северный маршрут пройдет через территорию Казахстана и Транссибирскую магистраль. Морские маршруты задействуют казахский порта Актау, а также порты каспийского моря (Махачкала, Баку), обеспечивающие доступ в кавказский регион, Турцию и черноморский бассейн. Южные маршруты проходят через территорию Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана и Ирана, обеспечивая выход к Индийскому океану в районе Персидского залива.
Казахстан, по факту, включил стратегию ««Один пояс – один путь»» в программу развития своей экономики. В частности, объявленная Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым в ноябре 2014 г. новая экономическая политика «Нурлы жол», в значительной степени синхронизирована и базируется на планах по развитию проекта «Экономический пояс Шелкового пути».
Для создания и эффективного функционирования такого международного коридора требуется совершенствование нормативной правовой базы. В частности, во внутреннем законодательстве Казахстана уже начата работа по изменению и дополнению в Гражданский, Бюджетный, Налоговый кодексы и законы "О транспорте в Казахстане", "О естественных монополиях и регулируемых рынках", "О железнодорожном транспорте", "Об автомобильных дорогах", "О торговом мореплавании", "Об автомобильном транспорте", "О внутреннем водном транспорте", "Об использовании воздушного пространства Казахстана и деятельности авиации" и другие, которые содержатся в Законе "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития дорожно-транспортной инфраструктуры, транспортной логистики и авиаперевозок".
Для финансирования конкретных проектов «Один пояс – Один путь» 29 декабря 2014 в Пекине был создан «Фонд Шёлкового пути». Общий капитал ФШП, как предполагается, составит 40 млрд дол., однако его формирование будет происходить в несколько этапов. На сегодняшний день ФШП привлек 10 млрд дол., выделенные из золотовалютных резервов КНР (65%), активов Китайской инвестиционной корпорации (15%), Экспортно-импортного банка Китая (15%) и Банка развития Китая (5%). Сроки проведения следующих этапов формирования фонда не разглашаются.
Именно с данным Фондом можно назвать один из первых договоров Казахстана и Китая в рамках «Один пояс – Один путь». 14 декабря 2015 г. Фонд заключил с казахстанской компанией Kaznex Invest «Рамочное соглашение по формированию Китайско-казахстанского фонда промышленной кооперации». Согласно данному соглашению, китайский финансовый институт в перспективе может предоставить новой структуре средства в размере до 2 млрд дол. на финансирование совместных промышленных проектов.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС), с 1 января 2015 года, является действующим проектом региональной интеграции, в который входят Республика Казахстан, Республика Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика и Российская Федерация. В ЕАЭС декларируется обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, что зафиксировано в соответствующих нормативно-правовых актах.
На сегодняшний день, стоит острая необходимость определения перечня совместных действий по повышению эффективности и привлекательности транспортных коридоров в рамках сотрудничества ЕАЭС и КНР, в том числе в сфере гармонизации нормативного и тарифного регулирования.
Соглашением, которое положило старт в данном направлении, является «Совместное заявление от 8 мая 2015 г. о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и экономического пояса проекта «Шелковый путь» (ЭПШП)»1. Согласно Статье 2, можно выделить наиболее вероятно реализуемые приоритетные направления сопряжения:
* расширение торгово-инвестиционного взаимодействия;
* реализация крупных совместных инвестиционных проектов,
* совместное создание индустриальных парков
* трансграничных зон экономического сотрудничества;
* укрепление взаимосвязанности в сферах логистики, транспортной инфраструктуры и интермодальных перевозок,
* рассмотрение долгосрочной цели по продвижению к зоне свободной торговли между ЕАЭС и Китаем;
* содействие увеличению расчетов в национальных валютах в сферах торговли, прямых инвестиций и кредитования, создание валютных свопов, углубление сотрудничества в области экспортного кредитования, страхования, проектного и торгового финансирования, банковских карт;
* укрепление сотрудничества по линии различных финансовых институтов, включая такие механизмы, как Фонд Шелкового пути, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Межбанковское объединение ШОС.
Согласно «Решению совета Евразийской экономической комиссии» от 14 октября 2015 года N 58 планируется активизировать сотрудничество между ЕАЭС и Китаем. Принято решение о начале переговоров по подготовке соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Это соглашение должно будет обеспечить благоприятные условия для развития практической кооперации и привлечения инвестиций на долгосрочную перспективу, создать механизмы упрощения и
стимулирования торговли, сблизить наши практики в сфере стандартов, технических требований и правил таможенного администрирования.
Нужно отметить, что у ЕАЭС и КНР с 2012 года действует механизм раннего предупреждения по чувствительным товарам взаимной торговли. В стадии согласования соглашение об обмене информацией о товарах и транспортных средствах, которые перемещаются через таможенные границы ЕАЭС и КНР. Это соглашение позволит минимизировать использование серых схем в торговле.
Итогом сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шёлкового пути должно стать упрощение торговли и улучшение защиты взаимных инвестиций между государствами – членами ЕАЭС и КНР. Речь идёт об облегчении торговых процедур при перемещении товаров через границу, устранении регулятивных барьеров, сотрудничестве в высокотехнологичных секторах, таких как информационные технологии, медицинские и образовательные услуги, электронная торговля и энергоэффективность. Однако, договорно-правовую базу по этим направлениям только предстоит выработать.
Общие проекты могут быть реализованы через уже созданные институциональные рамки, например, ЕАЭС. Самое главное достижение ЕЭАС на данный момент – единая таможня – дополняется целым рядом преимуществ действующего и развивающегося интеграционного проекта (общие фито-санитарные нормы и т.д.). Эти инструменты могут создать колоссальные возможности для приграничной торговли внутри Союза и на его границах. Но для этого необходима оперативная выработка единой повестки ЕАЭС в отношениях с Китаем, создание постоянной площадки диалога КНР – ЕАЭС.
В Договоре о ЕАЭС прописана дорожная карта движения к общему рынку. В 2016 предполагается объединить регулирование фармацевтики, в 2019 создать общий электроэнергетический рынок, в 2022 — общие финансовые мегарегуляторы, в 2024–2025 — общий рынок нефти, газа и нефтепродуктов. Это само по себе будет облегчать развитие профильных кластеров в Евразии, а также сотрудничество с Китаем в их создании.
Важной задачей для сопряжения между двумя проектами является разработка долгосрочной «Транспортно — логистической карты Евразии», суммирующую существующие и планируемые проекты сотрудничества и инвестиций в сфере транспорта и развития инфраструктуры в целом.
С учетом важности энергетического сотрудничество, особую актуальность имеет задача создание казахстанско-росийско-китайского соглашения о энергетике, определяющий долгосрочные приоритеты международных взаимодействий в сфере торговли энергоресурсами с учетом объективных трансформаций этого рынка.
Особый интерес для Казахстана, представляет инициировать в сопряжении ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути экспертно -аналитическую проработку проекта международного сотрудничества по реке Иртыш, которую делят и активно используют Китай, Казахстан и Россия, на основе принципа «общая река», по аналогии с Меконгcкой инициативой, включая создание эффективной бассейновой комиссии и привлечение пакетного инвестора.
Другим актуальным вопросом стоит построение юридической основы для создания Зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Шанхайской организацией сотрудничества. В ноябре 2015 года президент Казахстан Нурсултан Назарбаев выступил с предложением создать зону свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и ШОС. Российская и китайская сторона также поддержали данный проект, соответственно имеется договоренность по формированию в будущем зоны свободной торговли государств ЕАЭС и ШОС.
Более того, по сообщениям ряда официальных лиц, страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) будут работать над специальным соглашением по созданию экономического континентального партнерства в виде зоны свободной торговли. Министры экономики стран-участниц ШОС уже работают над созданием «дорожной карты» по подготовке соглашения.
На данный момент, в казахстанском медиа-пространстве, включая экспертные обсуждения, практически не поднимается тема Зоны свободной торговли, а также правого оформления совместных проектов в рамках инициатив. Даже, говоря о переносе производств, практически не поднимается юридическая сторона вопроса, как данный перенос будет оформляться, будут ли приниматься новые нормативные акты для регулирования их деятельности. То же самое по проектам транспортным, которые нуждаются в правовом обеспечении.
Причем, как показали «земельные протесты» изменения в законодательство может носить не только узкоспециализированный, но и широкий общественный резонанс. Недостаток экспертного и общественного обсуждения, в последующем порождает правовые коллизии, слухи, пересуды и даже протесты.