Двухмесячный экспресс
Условия оплаты международных экспресс-посылок теперь такие же, как почтовых, но положение частных экспресс-перевозчиков ничуть не улучшилось. Из-за строгостей с досмотром товаров, заказанных физлицами, они по-прежнему почти не доставляют грузы по частным заказам. Это оказалось на руку «Почте России»
С начала июля на территории России, Казахстана и Белоруссии действует новый таможенный кодекс, предусматривающий беспошлинную доставку между этими тремя странами экспресс-грузов (их перевозят независимые компании UPS, DHL, FedEx, TNT Express и др.) и международных почтовых отправлений (МПО, их перевозит «Почта России»). А пошлины на экспресс-грузы и МПО, поступающие на территорию Таможенного союза извне, отныне уравнены. Раньше частные клиенты экспресс-перевозчиков должны были платить пошлину (до 20% от таможенной стоимости товара) и 18% НДС, если получали грузы стоимостью свыше 5000 руб. в неделю. Для МПО аналогичный лимит составлял 10 000 руб.; за все, что дороже, заказчик платил пошлину и налог по единой ставке 30% от суммы, превышающей порог. Теперь и для экспресс-грузов, и для МПО, доставляемых частным заказчикам, установлен единый порог стоимости (1000 евро в месяц) и веса (31 кг в месяц). Если эти нормы превышаются, с заказчика взимаются пошлина и налог по единой ставке 30% от полной таможенной стоимости товара, но не менее 4 евро за каждый килограмм сверх лимита.
Заказы юридических лиц с 1 июля не облагаются пошлиной, если стоимость каждого из них не превышает 200 евро. Раньше по экспресс-грузам беспошлинный лимит составлял 5000 руб. в неделю, а по МПО — 10 000 руб.
Все грузы дешевле 200 евро отныне должны оформляться упрощенным порядком (по реестру), а на более дорогие нужно оформлять декларацию. (До 1 июля ценовая граница составляла 5000 руб. для экспресс-грузов и 10 000 руб. для МПО.) Но на практике новые правила таможенного оформления пока распространяются только на «Почту России», для операторов экспресс-перевозки сохраняется прежний порядок, заявил «РИА Новости» начальник службы организации таможенного контроля Федеральной таможенной службы (ФТС) Владислав Самсонов. Изменение этой процедуры «требует согласования на международном уровне», добавил он. Пока новая норма на практике не применяется и, в частности, по грузам в адрес юридических лиц беспошлинный лимит прежний, подтверждает президент экспресс-перевозчика DPD в России и СНГ Сергей Круглов.
С введением новых норм обработка грузов, не покидающих пределов Таможенного союза, ускорилась, по остальным же грузам нет никаких существенных изменений, сетует директор по операционной деятельности DHL Express в странах СНГ и Юго-Восточной Европы Юрий Шевченко. Это означает, что заказы частных клиентов по-прежнему не принимаются. Приостановить работу с физическими лицами DHL была вынуждена еще в мае, так как таможня повысила уровень требований к таким грузам и на то, чтобы получить от заказчика необходимые документы (например, подтверждение стоимости товара), у перевозчика стало уходить гораздо больше времени, говорит Шевченко.
Экспресс-перевозчик UPS, по словам гендиректора его российского офиса Ивана Шацких, также был вынужден сократить поставки грузов в адрес физлиц. Теперь заказы частных клиентов выполняются только через крупные интернет-магазины. Таможня даже увеличила количество сотрудников, но их производительность сократилась вдвое, жалуется Шацких. Если раньше на одного инспектора таможни приходилось около 10 грузовых таможенных деклараций в день, то с начала 2010 г. — не более четырех-пяти. Шацких говорит, что сам оказался вынужден заказать бандероль через «Почту России», но за полтора месяца так ее и не получил.
UPS уже «недополучает доходы» из-за ограничений на поставки грузов физлицам, а если в ближайшее время ситуация со сроками таможенного оформления не улучшится — экспресс-перевозчикам придется ограничить поставки грузов в адрес не только физических, но и юридических лиц, предупреждает Шацких. Новый лимит по беспошлинному ввозу товаров стоимостью до 1000 евро будет действенен, только если процедура не будет затруднена дополнительными бюрократическими проволочками, считает Круглов из DPD. Пока же порядок таможенного оформления экспресс-грузов в адрес физических лиц неясен, так как в отношении каждой посылки (дороже 200 евро. — «Ведомости») требуется индивидуальный документ — пассажирская декларация, отмечает он. Возможно, потребуется личное присутствие получателя (который может находиться в другом конце страны) или договор с таможенным брокером, предполагает Круглов.
Представитель ФТС Владимир Зубков не согласен, что таможня стала работать вдвое медленнее. У «Почты России», по данным Минкомсвязи, количество международных почтовых отправлений в первом полугодии 2010 г., напротив, возросло — на 54,5% до 510 307 посылок. Посылки из-за рубежа в Москву доходят до отделения «Почты России» в срок до шести дней (включая таможенное оформление), говорит представитель почты. А у экспресс-поставщиков срок доставки вырос с двух дней до двух недель, а иногда задержка достигает двух месяцев, сетует Шацких. Правда, оформление почтовых МПО производится таможенниками в специально оборудованных местах международного почтового обмена (например, на Международном почтамте), а экспресс-грузов — на обычных таможенных пунктах. К тому же технология оформления МПО и экспресс-грузов отличается. «Почта России» предоставляет таможне документы, заранее подготовленные отправителем, тогда как при оформлении экспресс-грузов предоставлять документы должен сам получатель или его представитель — таможенный брокер.
Ведомости; 09.07.10