До идеала далеко, очень далеко
Старый анекдот о двух метрах государственной границы в частной собственности, как может показаться, едва не стал в 1990-е годы реальностью. Новые, мало обустроенные границы государства и резкий рост внешнеэкономических связей привели к необходимости открытия новых пунктов пропуска. Не всегда находились для этого бюджетные деньги, и на помощь государству пришел бизнес, который рискнул вложить средства в строительство и обустройство отдельных пунктов пропуска. Нынешние задачи развития страны диктуют необходимость того, чтобы контрольные органы в пунктах пропуска размещались в помещениях, находящихся в федеральной собственности. Без этого невозможно говорить о внедрении информационных технологий и современных средств контроля. Сегодня мы публикуем материалы наших собственных корреспондентов из Дальневосточного и Сибирского регионов на актуальную тему.
В Сибирском федеральном округе (СФО) 12 административно-территориальных образований, а если смотреть по территории - это треть России. Под контролем Сибирского таможенного управления (СТУ) находятся значительные участки российско-казахстанской, российско-китайской границ и вся российско-монгольская. Общая протяженность таможенной границы в зоне деятельности СТУ почти 12 тысяч километров.
В приграничной зоне СФО установлены 51 автомобильный пункт пропуска, 12 железнодорожных, 10 воздушных и один речной. Из 74 таможенных стыков 23 не имеют никакого обустройства и не работают. Более того, по данным проведенной СТУ ревизии, отсутствует и необходимость в их обустройстве. На российско-казахстанской границе все пункты пропуска выполнены по временной и упрощенной схеме. Некоторые из них, собственно, и от самой границы находятся достаточно далеко. Уже для многих, например, очевидна необходимость исключения из перечня пунктов пропуска переходов Бастан - Бостал , Кулунда - Чалдай , Купино - Михайловка . А также многосторонних пунктов Иртышское - Кишкенеколь и Новокарасук - Сулу Агаш .
В Сибирском регионе от Омска до Читы - 10 аэропортов, из которых с нормальной нагрузкой работают лишь четыре. Еще четыре обслуживают в основном транзитные рейсы, а два - воздушными пунктами пропуска являются только на бумаге . Понятно, что по своей оснащенности сибирские аэропорты не соответствуют международным стандартам, некоторые работают по реверсионной схеме, в большинстве нет достаточных по площади складов временного хранения. Лучше всего обстоят дела на железнодорожных переходах. Все они ежегодно прирастают по грузообороту фактически на четверть. Однако обустройство железнодорожных стыков также оставляет желать лучшего. На сегодня ни один из них На автомобильный и железнодорожный пункты пропуска Забайкальск они должны поступить уже в наступившем году. А далее на очереди - воздушный переход Толмачево , автомобильный Веселоярск , аэропорты Иркутск и Красноярск , станции Локоть и Наушки , а также автопереход Кара-сук .
Однако даже на самую минимальную программу обустройства таможенных стыков уйдет не менее трех лет и значительные бюджетные средства. Кроме того, пунктам пропуска требуется и комплексное оснащение информационно-техническими средствами в рамках создания единой информационно-технической системы пограничных и таможенных органов. А в целом вокруг них должны быть сформированы и полноценные околотаможенные структуры.
Частный бизнес проявляет большую заинтересованность в своем участии в пункте пропуска. Так, на казахстанской границе три железнодорожных таможенных перехода - в Рубцовске, Кулунде и Исилькуле - были переданы Российскими железными дорогами ЗАО Желдорброкер . По словам начальника Новосибирского подразделения этой компании Константина Еланцева, обустройство одного поста в Кулунде или Рубцовске обходится в сумму от полутора до трех миллионов рублей. Бизнес готов такие средства вкладывать, поскольку видит коммерческие возможности пункта пропуска и рассчитывает вернуть вложенные средства. Та основополагающая идея, что пункт пропуска должен находиться на балансе государственного учреждения, заинтересованным бизнесом воспринимается сложно.
Бесспорно, создание наиболее эффективной схемы таможенных стыков должно строиться на основе возможности или невозможности увеличения на конкретном участке границы потока таможенных грузов, увеличения скорости его обработки. Но обустройство переходов будет иметь смысл, если будет обустраиваться и сама граница, если государству удастся избавиться от контрабанды. В СФО по-настоящему серьезно граница оборудована только на тех участках, где она совпадает с границей бывшего СССР. А вот казахстанская граница по-прежнему достаточно прозрачна. Основной поток импортных грузов идет на крупнейший в Сибири оптовый рынок - новосибирский, и по оценкам Новосибирского УФСБ, до 70 процентов этого импорта может составлять контрабанда. В конце 2005 года в Новосибирске прошло координационное совещание руководящего состава СТУ и регионального пограничного управления ФСБ России по СФО. Как говорили его участники, многие сегодняшние проблемы на границе - это результат несогласованности различных государственных служб. По мнению начальника СТУ Олега Бегинина, в настоящее время у таможенников и пограничников нет единого информационного пространства, а их несогласованность в действиях приводит лишь к усложнению пропуска через границу участников внешнеэкономической деятельности . В качестве наиболее яркого примера он приводит двойной досмотр при пересечении границы, когда контроль происходит как со стороны таможенников, так и со стороны пограничников. Как следствие этого - задержки при оформлении и недовольство участников ВЭД , заявил глава СТУ.
С ним согласен и начальник отдела охраны границы Регионального пограничного управления ФСБ России по СФО Шухрат Гаибов: Необходимо прекратить разбираться, кто первым должен проводить досмотр. Настало время осуществлять совместные досмотры транспортных средств заграничного следования и перевозимых товаров сотрудниками пограничной службы и таможенниками. Если есть необходимость, нужно внести изменения в технологические схемы пропуска лиц, транспортных средств и товаров в пунктах пропуска .
В СТУ полагают, что проблем на границе много и простым сокращением лишних пропускных пунктов их не решить. Впрочем, задачи понятны. Но нужно время, средства и детальная программа действий: что делать, как и в какой последовательности.
Виктор Русских
Журнал Таможня