Девять дней одного груза
Впервые с Красноярской железной дороги в Китай прибыл зерновой экспресс
Сотрудники Красноярской железной дороги совместно с АО «Русагротранс» и ООО «Новая сервисная компания» (НСК) 31 июля отправили первый зерновой экспресс в Китай со станции Шарыпово. Поезд проследовал через пограничный переход Забайкальск. В минувший понедельник, 9 августа, состав из 52 вагонов с рапсом общим весом 3,3 тыс. тонн прибыл на станцию Маньчжурия, где товар передали клиенту.
Зерновой экспресс, отправленный 31 июля со станции Шарыпово, достиг станции Забайкальск в рекордно короткие сроки: время в пути составило семь суток, ещё два дня потребовалось на прохождение таможни, и это при нормативном сроке доставки 16 суток.
На срок доставки не повлияло даже то, что по ходу движения поезд дополнялся вагонами на некоторых сортировочных станциях Красноярской железной дороги. «Поскольку на станции Шарыпово было сформировано ядро грузового поезда (75% от состава), состав на сортировочных станциях по пути движения быстро дополнялся вагонами», – пояснил «Гудку» заместитель начальника Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Василий Потехо.
Как уточнил Василий Потехо, преимущество отправок зерновых экспрессов в том, что они позволяют эффективно использовать инфраструктуру – увеличивается пропускная способность сети, поскольку поезд проходит по прямой нитке графика без переработки на сортировочных станциях. Кроме того, отсутствуют затраты на сортировочных станциях и на маневровую работу, замечает он.
«Введение в эксплуатацию грузовых скоростных поездов – зерновых экспрессов – позволит значительно сократить время транспортировки зерна и масличных на рынок Китая, где идёт бурное восстановление отраслей агропромышленного комплекса после спада во время пандемии», – рассказывает руководитель аналитического центра «Русагротранс» Игорь Павенский.
По данным «Русагротранса», в сезоне-2020/21 по железной дороге в вагонах-зерновозах через пограничные переходы РФ – КНР отправили 261 тыс. тонн зерновых (пшеница, ячмень, кукуруза) и масличных (соя, лён, рапс), что почти в 4 раза превысило объём сезона-2019/20 и стало рекордным показателем за всю историю наблюдений. Основной объём зерновых культур в прошлом сезоне, примерно 60% от всего экспортируемого груза, прошёл через станцию Забайкальск (189 тыс. тонн).
В прошлом сезоне компании-экспортёры столкнулись с проблемами длительности ожидания вагонов как для полносоставных, так и для повагонных отправок продукции в КНР. Поставщики надеются, что в этом сезоне, который начнётся в сентябре, они смогут избежать подобных проблем, пользуясь услугами зернового экспресса, заявил «Гудку» владелец НСК Алексей Кисляков. «Сейчас мы рассчитываем раз в месяц оправлять один состав зернового экспресса на экспорт в КНР», – сообщил он.
Экспортёры зерна уже прогнозируют спрос на зерновые экспрессы в КНР через Восточный полигон, прежде всего со стороны сельхозпроизводителей Сибирского федерального округа.
Как отметил учредитель «Татарскзернопродукта», генеральный директор АО «Новосибирскхлебопродукт» Сергей Соколов, валовое производство зерновых и масличных культур в регионе растёт, а Китай является признанным импортёром российской сельскохозяйственной продукции. «Наша экспортируемая продукция дорогостоящая, поэтому для нас очень важна оборачиваемость финансовых средств и оборачиваемость подвижного состава. Преимуществами зернового экспресса являются сокращение сроков по доставке продукции и увеличение сроков оборачиваемости вагонов, а также отсутствие сортировки подвижного состава на станциях следования поезда», – отметил эксперт.
Но есть проблема, которая волнует грузоотправителей при заказе услуги: дело в том, что не все клиенты соответствуют требованиям по фронту погрузки (количеству вагонов). «Мы надеемся, что РЖД через конструктивный диалог с грузоотправителями найдут подходящий вариант погрузки и отправки ускоренных поездов для всех желающих», – подытожил Сергей Соколов.
Напомним, что в марте этого года ОАО «РЖД» организовало зерновой экспресс из Алтайского края: от станции Камень-на-Оби Западно-Сибирской железной дороги до станции Санкт-Петербург Октябрьской железной дороги. Ранее, в конце января 2021 года, холдинг начал отправки ускоренных поездов с пшеницей в Монголию со станции Татарская Западно-Сибирской железной дороги.