Депутаты заступились за автоперегонщиков
На заседании Калининградской областной думы, состоявшейся на прошлой неделе, депутаты приняли обращение к председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову и руководителю Федеральной таможенной службы РФ Андрею Бельянинову в связи с возникшим спором между таможенными органами Калининградской области и жителями региона о таможенных пошлинах и налогах на ввоз легковых автомобилей. Публикуем текст данного документа в сокращении.
Крайнюю озабоченность депутатов Калининградской областной Думы вызывает ситуация, вызванная действиями таможенных органов Калининградской области в отношении легковых автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного пользования на таможенную территорию РФ.
В период с 2005 года по март 2006 года жителями Калининградской ввезено значительное количество легковых автомобилей, определённых таможенными органами на основании заявлений граждан в соответствии с положениями статьи 281 ТК РФ как ввезённые для личного пользования. Таможенные пошлины и налоги, которые взимаются в таких случаях по единой ставке в зависимости от рабочего объёма двигателя, таможенными органами своевременно исчислены и уплачены декларантами в надлежащие сроки и в определённом таможенными органами объёме.
Позднее, по результатам целевой инспекторской проверки деятельности таможенных органов в Калининградской области, Федеральной таможенной службой РФ сделан вывод, что автомобили, ввезённые в 2005-2006 гг. физическими лицами для личного пользования в количестве более одного автомобиля на одного декларанта, задекларированы для личного пользования необоснованно и ввезены, по сути, для иных целей (для получения прибыли). В связи с этим Федеральной таможенной службой указано на неправомерность применённого соответствующими таможенными органами в отношении ввезённых таким образом автомобилей предусмотренного в соответствии с главой 23 ТК РФ порядка исчисления таможенных пошлин и налогов.
Как указано в поступившем в областную Думу обращении пострадавших граждан, таможенными органами не приведено конкретных норм законодательства в обоснование своих требований.
По итогам указанной проверки ранее применённые в отношении ввоза соответствующих транспортных средств таможенные пошлины и налоги Северо-Западным таможенным управлением по Калининградской области пересмотрены и в настоящее время плательщикам предъявлены требования об уплате таможенных платежей за ввезённые ими в 2005-2006 гг. автомобили в большем размере. При этом, по мнению заявителей, требуемые таможенные платежи значительно превышают размеры таможенных пошлин и налогов, подлежащих применению в отношении ранее ввезённого ими транспорта даже в соответствии с вышеприведёнными требованиями таможни.
В частности, в результате такого пересмотра таможенных пошлин и налогов общая стоимость каждого ввезённого декларантами транспортного средства вместе с вновь исчисленными платежами значительно превышает фактическую рыночную стоимость автомобилей в Российской Федерации, ввозимых в предъявленном таможенными органами порядке.
Соответствующие ограничения применены только на территории Калининградской области.
Заявителями также отмечается, что предъявленные таможенными органами требования необоснованно и избирательно применены только в отношении автомобилей, ввезённых до вышеуказанной проверки (до марта 2006 года), хотя в отношении автомобилей, также оформленных и ввезённых (физическими лицами для личного пользования в количестве более одного автомобиля на одного декларанта) после указанной даты аналогичные требования не предъявлены. При этом количественные ограничения на ввоз физическими лицами легковых автомобилей для личного пользования действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
Отсутствие соответствующих законодательно установленных ограничений отмечено и в приказе Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 28.03.2006 г. № 245 (пункт 10), в связи с чем таможенным органам поручено с учётом результатов целевой инспекторской проверки деятельности таможенных органов в Калининградской области подготовить изменения в нормативные правовые акты, регулирующие перемещение физическими лицами товаров для личного пользования, в части установления количественных критериев для определения некоммерческого предназначения транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования.
Кроме того, как отмечается в обращении, имевший место выпуск таможенными органами в свободное обращение на таможенной территории РФ указанных автомобилей (ввозившихся и оформленных для личного пользования) свидетельствует об отсутствии со стороны декларантов нарушений порядка декларирования и оплаты соответствующих действий по ввозу транспортных средств (в соответствии со статьёй 149 ТК РФ выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении перечня предусмотренных ТК РФ условий, в том числе если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства РФ).
Обязанности по определению цели ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров и исчислению применяемых при ввозе таможенных платежей действующим законодательством возложены на таможенные органы, ввиду чего ответственность за ненадлежащее установление соответствующих целей и платежей должны нести соответствующие должностные лица – на что указывается в приказе Федеральной таможенной службы РФ от 28.03.2006 г. № 245.
Принимая во внимание положения статьи 14 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» об осуществлении Правительством РФ в сфере экономики общего руководства таможенным делом и с учётом экономических и социальных последствий сложившейся ситуации для Калининградской области, Калининградская областная Дума обращается к Вам с просьбой организовать осуществление проверки правомерности действий таможенных органов Калининградской области и приказа Федеральной таможенной службы РФ от 28.03.2006 г. № 245 об итогах целевой инспекторской проверки деятельности таможенных органов, подчинённых Калининградскому региону.
"Авторынок Калининграда", №26 от 2.07.2007