10.04.07

«Давайте закрывать»

Первый вице-премьер Сергей Иванов вчера провел расширенную коллегию Министерства транспорта и Федеральной таможенной службы (ФТС). Он заявил на ней, что, по его мнению, в России слишком много погранпереходов на внешних рубежах нашей страны. «Если надо что-то закрывать, давайте закрывать!» -- распорядился он, обращаясь к участникам коллегии. Позже глава Минтранса Игорь Левитин уточнил, что ликвидации подлежат порядка 100 из 400 существующих сейчас «пунктов пропуска» (ПП) -- так на профессиональном языке называются места, где люди, машины и товары могут легально переместиться из одного государства в другое. На коллегии выяснилось, что у каждого из «приговоренных» ПП имеются активные заступники -- местные и региональные власти. Кроме того, закрыть ПП можно только с согласия заинтересованного сопредельного государства, поскольку открываются такие объекты на основе международных соглашений.

Отдельного слова первого вице-премьера заслужили железнодорожные ПП, каковых в России 59. По оценке г-на Иванова, среди них «вообще отсутствуют пограничные переходы, которые бы отвечали каким бы то ни было современным требованиям». Но закрывать будут не их. Насчет железнодорожных ПП г-н Иванов обтекаемо отметил: «Считаю, что АО «РЖД» должно принять более действенные меры». Чуть позже один из основных докладчиков коллегии, замруководителя ФТС Владимир Малинин, поддержав мнение первого вице-премьера об отвратительном в целом состоянии ПП на железных дорогах, чуть скорректировал подсчеты г-на Иванова. Из 59 железнодорожных ПП, сообщил г-н Малинин, четыре все же «отвечают современным требованиям».

Закрытие грозит в основном автотранспортным ПП, которых на российских границах насчитывается 190. Как оказалось, сотня из них пропускает не более чем по десять автомобилей в сутки.

Сколь бы удивительным это ни казалось на фоне многокилометровых (и часто многодневных) пробок, регулярно возникающих с обеих сторон финско-российской, а также латышской и эстонской границ, однако именно это показала паспортизация ПП, организованная Минтрансом.

«Теперь мы можем достоверно судить о состоянии пунктов пропуска, интенсивности пассажиро- и грузопотоков через них», -- доложил на коллегии замминистра транспорта Евгений Москвичев. Анализ собранной информации, по его словам, показывает «необходимость реконструкции от половины автомобильных до трех четвертей воздушных и морских пунктов пропуска».

Однако «реконструкция» ПП, как следовало из доклада г-на Москвичева, вовсе не всегда подразумевает закрытие. Во-первых, в некоторых российских портах и аэропортах, официально открытых для международного сообщения, постоянных ПП нет, и там их надо организовывать. Во-вторых, закрыть существующий ПП, даже если с точки зрения федерального центра он абсолютно бесполезен, не так просто. «В Минтранс поступают обращения органов исполнительной власти субъектов федерации с ходатайствам о сохранении пунктов пропуска без достаточных на то оснований, -- посетовал г-н Москвичев. -- При таком подходе органов исполнительной власти субъектов не будет закрыт ни один пункт».

Кстати, как оказалось, открыть новый пункт пропуска сейчас технически вообще невозможно. Г-н Москвичев описал забавный замкнутый круг: проект правительственного акта о создании ПП не может быть согласован заинтересованными ведомствами без финансово-экономического обоснования проекта. Это обоснование может быть составлено в ходе проектных работ. А проектирование ПП не может быть начато без правительственного решения о его открытии -- так сказано в положении о пунктах пропуска.

Решить эту проблему Минтранс в лице г-на Москвичева предложил, начав выпускать правительственные решения об открытии ПП, «без привязки к вопросу выделения в рамках каких-либо целевых программ финансирования». Глава ФТС Андрей Бельянинов пообещал все решить, если функции госзаказчика по новым ПП передадут его службе. А Сергей Иванов нашел решение проблемы в том, чтобы оснастить пересекающие границу России автомобили системой космического позиционирования: «На каждый грузовик, фуру вешать маячки в виде системы ГЛОНАСС и следить за их перемещениями по стране, -- сказал он. -- Система слежения позволит в случае, когда фура куда-то свернет, наложить на нарушителя законодательства крупные денежные штрафы. Санкции должны быть разорительными, в миллион долларов штрафа, чтобы фура не сбросила груз куда-нибудь, чтобы она не колесила по стране, а приезжала туда, где ее ждут».

Михаил КУКУШКИН

Время новостей 10.04.07